ОГЭ ждёт три «У»: увеличение, ужесточение, усложнение

ОГЭ 2019

Почти все внимание СМИ в пору выпускных экзаменов занято освещением ЕГЭ-гейта. ОГЭ (экзамен для 9-классников) традиционно остаётся в тени главного экзамена, и совершенно зря. Что же происходит с ОГЭ? Тенденции очевидны: список экзаменов планируют увеличить до 6, много говорят об ужесточении контроля, в ОГЭ по русскому языку ввели устную часть.

ОГЭ ежегодно сдаёт колоссальное количество детей. Например, в 2018 году через этот промежуточный экзамен прошло 3,2 млн школьников. Это почти в 4,5 раза больше сдающих ЕГЭ (713 000 чел.) Учителя и репетиторы давно поняли, что два экзамена, ЕГЭ и ОГЭ, - это сообщающиеся сосуды: если происходят изменения в процедурах и КИМах ОГЭ, то вполне можно ожидать аналогичных изменений на ЕГЭ. Похоже, что чиновники частенько используют ОГЭ в качестве экспериментальной площадки, обкатывая и тестируя новшества на учениках 9 классов. Именно поэтому хотелось бы поразмышлять сегодня о перспективах этого экзамена, чтобы, во-первых, рассказать о траектории развития ОГЭ, а, во-вторых, понять, что может косвенно повлиять и на основной экзамен – ЕГЭ.

Итак, пройдёмся тезисно по всем моментам, касающихся свежих изменений в ОГЭ.

1. Устная часть в ОГЭ по русскому языку вышла из стадии апробации и станет обязательной процедурой. В 2019 году эту часть обязательного экзамена каждый выпускник 9 классов будет сдавать в качестве допуска к основной аттестации. Отдельный обязательный экзамен по «Говорению» запланирован на февраль 2019 года.

2. В 2018 году был расширен перечень обязательных экзаменов для 9-классников. Отныне они должны сдавать 4 экзамена: 2 обязательных и 2 по выбору. Многие помнят, наверное, что ещё в 2014 году школьники могли вообще отказаться от сдачи ОГЭ по выбору, ограничившись лишь обязательными экзаменами. В этом году почти 90% детей не стали сдавать ОГЭ по выбору. Не раз чиновники озвучивали своё желание к 2020 году увеличить количество обязательных ОГЭ до 6 экзаменов. Уже официально прозвучало, что к 2020 году ОГЭ по иностранным языкам будет включён в перечень обязательных экзаменов. Таким образом, уже через 2 года все выпускники 9 классов будут сдавать 3 обязательных экзамена и 3 - по выбору.

3. Баллы, полученные на ОГЭ, в 2018 году конвертировались в оценку (по заранее разработанной таблице), которая учитывалась при выставлении итоговых оценок в аттестатах за 9 класс. Таким образом, ОГЭ полностью изменил свой статус и стал очень серьёзным критерием при выставлении оценок в аттестат.

4. В этом году баллы на ОГЭ стали реальным фильтром для поступления в профильные 10 классы. Здесь тоже была таблица рекомендованных баллов. Есть сообщения в СМИ, что баллы будут в будущем повышаться, чтобы отбор в профильные классы был более жестким.

5. Есть ещё один тренд, на который не все обратили внимание. В текущем году всё чаще чиновники стали обращать внимание на несоответствие баллов ОГЭ и ЕГЭ в отдельно взятых школах. Действительно, баллы существенно отличаются, и везде тенденция предсказуемая: баллы за ОГЭ порой в 2-2,5 раза выше. Уже два года Рособрнадзор пытается как-то изменить ситуацию и повлиять на качество проверки экзаменационных работ. Отныне работы на ОГЭ должны проверять члены общефедеральной, а не региональных комиссий.

6. Серьёзно стоит вопрос об усилении контроля за ходом проведения ОГЭ. Не секрет, что далеко не все пункты проведения ОГЭ оснащены видеонаблюдением.

Логика, как вы видите, вполне очевидная – оба экзамена (ОГЭ и ЕГЭ) до сих пор находятся в стадии эксперимента, и  изменения сыплются как из рога изобилия. Все эти корректировки действительно ни в коем случае не связаны с какими-то послаблениями, наоборот, имеют чёткую тенденцию ужесточения требований к знаниям выпускников. И сами задания ОГЭ и ЕГЭ, и количество экзаменов, и система наблюдений и досмотров за школьниками – всё это вполне очевидный тренд, который можно назвать «ежовыми рукавицами» надзора.

1645
Поделиться: