9 полезных навыков, которым, к сожалению, не учат в школе.

9 полезных навыков, которым, к сожалению, не учат в школе

В наше время в школах заметно стараются каким-то образом сделать мир школьника интереснее, может быть не во всех местах конечно. Но как бы учителя не старались и не проводили с учениками внеклассных уроков, праздников и сценок – все равно «воз и ныне там». О чем хотелось бы поговорить, так это о том, каких навыков не хватает нашим школьникам для взрослой жизни? Итак: в школе этому не учат.

1. Эмоциональный интеллект и этика взаимоотношений

Первый навык это – эмоциональное взаимодействие с окружающими или если быть еще точнее – как развивать эмоциональный интеллект. Проще говоря, все мы испытываем какие-то неприятные эмоции в определенный момент: злость, гнев, тоску, уныние и прочее. Эмоциональный интеллект позволяет взять под контроль свои эмоции и научиться правильно и в нужный момент выражать свои чувства, а ещё лучше перенаправлять гнев и подобные эмоции для достижения нужного результата, иначе придет пора сменить школу.

Почему не надо завидовать, обманывать и злиться? Было бы крайне не плохо, если бы нас в школе научили этике отношений между людьми. Уже забыто само понятие «этики», задача которой всегда было расположить к себе человека. На таких уроках школьники могли бы научиться грамотно разрешать конфликтные ситуации и выяснять, что у всех есть личностные границы и их необходимо выстраивать. В сочетании этики со знаниями, как работают наши эмоции и как их контролировать получился бы замечательный предмет « Этика и взаимодействие с людьми». К сожалению того нет. Да, если продолжить эту же тему, то этикет также распространяется и на интернет. Но никто не учит, как вести себя в интернете, как общаться – или «как принять тот факт, что ты далеко не всегда прав?», а отсюда и ненужная нервотрепка, которую можно избежать, если знать как.

Уметь выражать свои чувства и понимать чужие – один из важных навыков общения детей. Не хотелось бы здесь приводить статистику, но есть такие факты, что школьники весьма подвержены депрессиям и эмоциональны всплескам. Каждый из школьников – индивидуальность, но никто не учит этому. Кто-то медленно усваивает информацию, кто-то быстро, кому-то нужно изучать языки, кому-то – нет. Мы все разные. Идеальную школу и школьников найти сложно. Здесь бы пригодился ещё один полезный навык ведения переговоров. Способность убеждать и доказывать свою точку зрения – одно из важных качеств современного лидера, а это означает, что навыки коммуникации необходимо развивать.

2. Применять знания в жизни

Любая Российская школа включает уроки труда в расписание, где обучают пришить пуговицу или сколотить скворечник. Но к сожалению решить такие бытовые задачи, как: выбор паркета, краски или как положить пол, сделать ремонт в квартире – это уже за рамками знаний возможностей школьника. Бытовые проблемы – этим занимаются родители. Но ведь можно каким то азам бытового характера учить в школе? Девочкам не только - как печь блины, но и как сделать ребенку массаж или как сделать перестановку в квартире и рассказать о том на чем основан правильный выбор? Мальчикам не только сделать стул на уроке труда, но и из чего состоит автомобиль? Если разобраться и развить «бытовые навыки», то можно прийти еще к одной не мене важной в нашей жизни способности: развитию изобретательности или креативности. Когда школьник знает чуть больше, он развивается и несомненно может придумать что-то полезное для общества.

3. Брать ответственность за свои решения

9 полезных навыков, которым, к сожалению, не учат в школе.

Возможно это один из важных уроков, который отсутствует в старших классах школы. Десятки тысяч школьников выходят из стен школы не понимая куда идти. И даже если этот вопрос решен, то все-таки не понятно: как составить свое резюме? Как подготовиться к собеседованию и не нервничать лишний раз, отвечая на вопросы? Есть много тестов, связанных с профориентацией выпускников. Школьники сами так или иначе находят свои специальности или идут туда, «куда скажут родители». Многие думают, что учеба никогда не закончится, ведь учиться нужно долго: сначала школа, потом университет… Складывается неадекватная картина, что нужно только учиться, а работать это «не скоро»! Когда это будет…! И по этой причине многие школьники живут, в отдельном, ими созданном мире без принятия решений и ответственности. Потом выходит так, что за них решат всё родители, голова не включается на решение вопроса: «а что дальше?». Они не знают, как принять решение о поступлении в институт, а после институтов многие студенты выходят напичканные знаниями, которые невозможно применить в жизни.

Принять решение и взять на себя ответственность за свой дальнейший выбор далеко не каждый из школьников может, надо ешё поискать таких! Из осознания ответственности за свои решения выращивается и навык предпринимательства. Как из любимого дела сделать бизнес, чтобы он приносил доход? Разве это возможно? – спросите Вы. А почему нет? Есть много таких примеров, когда человек увлекался с детства каким-то предметом, а потом это стало его делом жизни.

Кстати, раз уж мы об этом заговорили, хочу сказать, что еще есть навык самостоятельного решения проблем, оценки ситуации. Развитию навыков должен и озадачится родитель. Как ребенка приучить самостоятельно решать проблемы, а не впадать в панику из-за отсутствия родителей.

4. Проверять достоверность информации

Сейчас есть много обучающих дополнительных курсов и какой курс лучше? Кто мне даст необходимые знания? Эту работу над фильтрацией информации важно выполнять. Так зачастую можно наткнутся на разного рода пропаганду, рекламу и из – за отсутствия «фильтров» во входящей информации школьник хватает всё подряд. Как проверять информацию на пригодность, на срок ее использования – об этом никто не говорит. Вообще что такое информация, какие виды информационных каналов имеются и как с ними работать? Очень интересная тема поиска информации, которая в будущем станет одной из ведущих тем, поскольку мы живем в век информационных технологий, и кому как не нам нужно научить детей пользоваться нужной информацией.

5. Планирование времени

9 полезных навыков, которым, к сожалению, не учат в школе.

Этот навык необходимый каждому человеку. Нередко за школьника всё планируют родители, а сам ребенок пока не в состоянии это сделать. Плохо, если так продолжается до старших классов. Ведь не учат в школе тому, как планировать, составлять расписание, и потом на выходе мы получаем школьника, который ждёт, когда за него распланируют всё родители. Мозг просто не включается в это рассуждение, потому, что вообще не понятно зачем? Вообще навык тайм – менеджмента или эффективного использования своего времени отсутствует. Никто не говорит о важности времени и о том, что время – ресурс, который не восполним. Как распределять своё время, меньше уставать, не забывать о важных вещах в жизни, запомнить, что и куда надо взять, как готовиться заранее, или планировать решение больших задач? Кто это знает и умеет планировать – знает один из важных инструментов успеха!

6. Управления деньгами

Многие из наших учеников финансово не грамотны и вряд ли сами сумеют сами разобраться с условиями банковских кредитов, составить домашний бюджет. Как пользоваться банковской картой? Как экономно расходовать свои средства, грамотно управлять: инвестировать и преумножать? Об этом никто не расскажет в школе, если нет уроков финансовой грамотности.

7. Развитее ассоциативного мышления

Что значат ассоциации? Например я скажу: «Америка», что сразу представляется? Ассоциаций у детей может быть много и они будут отличаться от ассоциаций взрослого. Согласны? Так почему же сразу не обучать школьникам необходимым ассоциациям и взаимосвязям между предметами?

Образы, которые закладываются школой в целом разложены по полочкам. Школа не обучает цепным понятиям, а только отдельные предметы: математика от музыки отдельно, история в школе преподается отдельно от географии. И вырабатывается так называемое «клиповое» мышление, а не цельное по словам известного философа М. Казинника. К сожалению, мы не понимаем, как устроено мышление ребёнка и важно научиться слышать его. Но это больше задача родителей, а не школы - слушать ребенка. Задача же школы - передавать им знания. Навык мыслить ассоциативно поможет выработать способность быстро адаптироваться в окружающей обстановке и среде в целом. Так как жизнь изменяется и школьнику необходимо уметь подстраиваться под разные ритмы жизни, учиться быть гибким, а для этого необходимо навыки тренировать.

8. Скорочтение. Развитие памяти и внимания

Как читать быстро и вдумчиво? Этому нужно обучиться, поскольку это отдельный навык. Читать нас научили, но не предупредили, что читать мы будем много в своей жизни. И навыку скорочтетния необходимо обучиться, чтобы не терять время и не тормозить с прочтением книг. Какой смысл в том, что я читаю? И другие вопросы, связанные с чтением. Есть методики запоминания и на отработку внимательности. Это сильно экономит время в изучении любых предметов, включая иностранные языки.

9. Питание и здоровье

В школе не говорят, как правильно питаться – что из продуктов полезно и что вредно? Ведь если ребенок не знает сколько он должен есть и что он должен есть, то потом мы видим детей, страдающими ожирением или наоборот недоеданием. Почему-то не говорят в школе о пользе белка и о вреде углеводов. А ведь это наше будущее!

Детям многое пока не доступно из этого списка, я не буду перечислять здесь остальные навыки. Но ведь не только школа, но и мы, взрослые, должны максимально их подготовить к этой жизни, чтобы они в любых ситуациях знали как себя вести.

573
Поделиться: