Подготовка к ЕГЭ в Telegram

🔥 Бонус:
1. Все формулы по Алгебре
2. Речевые клише для Задания №27

"Ломоносов". История. 5-9 классы. Заключительный этап

2960
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

по истории

5-9 классы

Заключительный этап

Задание 1. Внимательно прочитайте отрывок.

1. О каком полководце идет в нем речь? 2. Укажите, в каких военных операциях Великой Отечественной войны он принимал участие (не меньше двух). 3. Дайте описание одной из них.

«Сын бедного крестьянина Вологодской губернии, рядовой солдат первой мировой войны, он юношей вступил в партию большевиков и после победы Великого Октября стал активным защитником Советской власти. В двадцать лет он — военный комиссар Никольского уезда, руководитель сформированного им отряда, подавлявшего контрреволюционное восстание в своих родных местах. С этим же отрядом он выступил на фронт гражданской войны. Вскоре /…/ назначили комиссаром бронепоезда, оперировавшего в Забайкалье. Затем он комиссар бригады, дивизии, корпуса…

Великую Отечественную войну /…/ начал в должности командующего армией. Вступив в командование Калининским фронтом в тяжелые дни обороны Москвы, он на протяжении всех последующих лет войны возглавлял фронты. Сражения под Москвой, на Курской дуге, форсирование Днепра и жаркие бои за расширение плацдармов на его противоположном берегу, наступление на Правобережной Украине и в западных ее областях, операции гигантского масштаба в Польше, на берлинском направлении, в Чехословакии — таковы этапы боевого пути замечательного полководца, дважды Героя Советского Союза…»

Ответ:

1) И.С. Конев

2) Командующий Калининским фронтом. Этим фронтом Конев командовал с октября 1941 по август 1942 года, участвовал в битве за Москву, провёл Калининскую оборонительную операцию и Калининскую наступательную операцию. Грандиозным успехом Конева стала Корсунь-Шевченковская операция. С мая 1944 года и до конца войны командовал 1-м Украинским фронтом. В июле — августе 1944 года под его командованием войска фронта разгромили группу армий «Северная Украина» в Львовско-Сандомирской операции.

3) В январе 1945 года войска фронта в результате стремительного удара и обходного маневра в Висло-Одерской операции помешали отступавшему противнику разрушить промышленность Силезии, которая имела большое экономическое значение.

Задание 2. Прочитайте фрагмент литературного произведения и выполните задания.

«В те же годы или чуть раньше даровал Господь ему сверх Казанского, другое царство — Астраханское, и вот об этом я коротко расскажу. Послал царь на астраханского хана рекою Волгою в галерах тридцатитысячное войско, поставил над ним стратега Юрия из роду князей Пронских, о котором мы уже говорили прежде (когда писали о взятии Казани), а к нему приставил другого мужа— Игнатия, по прозванию Вешнякова, своего спальника, человека поистине храброго и выдающегося. Пошли они и взяли это царство, находящееся близ Каспийского моря. Сам хан убежал до них, а ханш его и детей с ханским имуществом они захватили, все население этого царства привели в покорность и возвратились со светлой победой, благополучно и со всем войском».

1. Из какого литературного произведения этот фрагмент?

2. К какому литературному жанру относится это произведение?

3. Пользуясь своими знаниями по истории, установите дату события, о котором идет речь в приведенном фрагменте.

4. В чье правление происходили описываемые события?

Ответ:

1) «История о великом князе Московском»

2) «Хроника»

3) 1556 г.

Иван Грозный

Задание 3. Внимательно прочитайте отрывки из источников. Ответьте на вопросы.

1. В каком веке были созданы эти сочинения?

2. О каком историческом событии в них говорится?

1. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами до сих пор идут войны. Да отныне объединимся чистосердечно и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И попрощавшись, пошли восвояси.

2. Вчера вернулись… с плевнинских позиций. Впечатления не особенно приятные. Войска расположены побригадно на протяжении около тридцати верст. Сторожевые посты от трех разных корпусов… не имеют общего начальника. Никто особо не проверяет… Доверие ко всем начальствующим лицам подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют. Многие убеждены, что если бы его своевременно поддержали на левом фланге, то сражение решилось бы в нашу пользу; утверждают, будто бы турки приготовились к отступлению. Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно…

3. Немецкие позиции все еще проходили в трех километрах от Кировского завода, на южной окраине города… Самое замечательное в истории блокады – это не сам факт, что жители выстояли. Имеются убедительные доказательства того, что в городе не было ни одного человека, за исключением небольшого числа шкурников, который допускал бы даже мысль о капитуляции перед немцами.

Ответ: 24 балла

1.1. XI в.;

1.2. XIX в.;

1.3. ХХ в.

2.1. Любечский съезд

2.2. Штурм Плевны, декабрь 1877г.

2.3. Блокада Ленинграда.

Задание 4. Перед вами изображение памятной монеты. Внимательно рассмотрите ее и ответьте на следующие вопросы:

Олимпиада Ломоносов

1. Назовите не менее 2-х первопроходцев, кроме изображенных на монете.

2. Каковы были причины продвижения в Сибирь?

3. Какая часть Сибири была исследована первопроходцами, фамилии которых указаны на монете?

4. Опишите по выбору путешествие одного из первопроходцев, упомянутых на монете (8-10 предложений).

Ответ:

1. Василий Сукин, Ерофей Хабаров, Шелехов, Петр Бекетов, Иван Москвитин, Иван Стадухин, Василий Поярков

2. Контроль над богатствами Сибири)

3. Северная и Восточная Сибирь

4. Семён Дежнёв. Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, а также торговец пушниной. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Ивана Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив, разделяющий Чукотку и Аляску.

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

2960
Поделиться: