ЕГЭ ждёт переформатирование, цифровизация и независимая проверка

1914
Поделиться:   


Наконец в СМИ появились первые серьёзные публикации, способные пролить свет на грядущие реформы. Появлявшиеся в последнее время в медиа интервью и новостные заметки, где мы встречали загадочные цитаты министра просвещения Ольги Васильевой или главы Рособрнадзора Сергея Кравцова о блокчейне на ЕГЭ или проведении выпускных экзаменов за компьютерами, давали пищу для дискуссий, но не рассказывали предметно – куда же мы идём, какой вектор у очередных реформаторских начинаний. В статье мы расскажем, что ждёт ЕГЭ вплоть до 2030 года, а в конце поста вы найдёте все изменения в КИМах 2019 года.

В августе 2018 года «Федеральный институт педагогических измерений» выпустил очередной номер своего журнала «Педагогические измерения», который можно смело назвать программным. Именно в этом выпуске разработчики заданий для ЕГЭ и ОГЭ подробно рассказали, как должен измениться в ближайшие 10-15 лет главный экзамен страны.

Переформатирование - сильные изменения произойдут в самих заданиях ЕГЭ – КИМах.

1. Креативные и проблемные задания будут в приоритете.

С введением новых образовательных стандартов (ФГОСов) задания ЕГЭ станут более творческими, креативными, составители будут ставить перед выпускниками проблемные вопросы. Если коротко, то новые ФГОСы и обновленные задания ЕГЭ должны будут закрепить в отечественной системе образования системно-деятельностный подход  как основной.

2. Собеседование (и вообще устные формы контроля) будут появляться в ЕГЭ по гуманитарным предметам.

Скоро собеседование будет практиковаться не только на ЕГЭ по русскому или иностранному языкам, но и в других социально-гуманитарным предметам. Какие конкретно имелись в виду предметы и как будут выглядеть задания – всё это пока не совсем понятно.

3. Тесты ЕГЭ отныне будут стремиться к адаптивному формату.

Планируется разработать несколько различных вариантов ЕГЭ по одному предмету в зависимости от увлечений выпускника. Поясним, что имеется в виду. Уже сейчас по некоторым дисциплинам есть разделение экзаменов на базовый и профильный уровни. То есть по одному и тому же предмету есть фактически два экзамена. Математика – самый яркий пример. Скоро, кстати, по тому же принципу будет сдаваться ЕГЭ по иностранным языкам. Разработчики ФИПИ хотят пойти дальше – сделать разные ЕГЭ по различным направлениям одной и той же научной дисциплины. Например, математика для физиков, математика для инженеров, математика для химиков и т.д. Очевидно, что в этом будут заинтересованы и вузы при приёме абитуриентов на тот или иной факультет.

4. Удельный вес заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом будет постоянно расти.

Разработчики ФИПИ предупреждают, что обновлённый ЕГЭ всё так же будет содержать подобные творческие задания, причем их будет становиться всё больше.

Цифровизация ЕГЭ – это одно из направлений тотальной цифровизации всей российской школы.

Национальный проект «Цифровая экономика» диктует все основные тренды реформ. В Майских указах Президентом поставлена задача уже к 2024 году войти в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также создать современную и безопасную цифровую образовательную среду.

В 2016 году по поручению Президента была создана «Российская электронная школа» (РЭШ).  РЭШ – это масштабная онлайн-площадка, где собраны интерактивные уроки, сделанные и опубликованные лучшими учителями России. Все эти уроки соответствуют действующим ФГОС, а также прошли независимую экспертизу. Как цифровизация коснётся ЕГЭ?

1. Главное новшество – это ЕЭ за компьютером.

Бумажные бланки уйдут в прошлое. Уже в 2022 году ЕГЭ по информатике и ИКТ будет проводиться только за компьютерами, а первое пробное тестирование обновленного экзамена пройдёт уже в 2019 году.

2. Для защиты ГИА от утечек будет создана защищённая линия передачи информации.

Именно по этим линиям будут в будущем передаваться все задания ЕГЭ непосредственно в пункты приёма экзаменов (ППЭ).

3. Ротация и выбор варианта КИМ компьютером.

Для ещё большей защиты основного экзамена от утечек в будущем варианты КИМ для каждого выпускника будут выбираться компьютерной программой прямо во время сдачи ЕГЭ. Это будет случайный выбор из множества вариантов, а, значит, утечки будут исключены.

Проверка тоже выйдет на новый уровень и станет более прозрачной и объективной.

1. В будущем планируется полностью перевести ЕГЭ в онлайн-режим.

ЕГЭ не только будет проходить за компьютером или планшетом, КИМы и ответы выпускников будут заливаться в облачное хранилище, доступ к которому будет строго засекречен. Именно оттуда его будут извлекать эксперты для проверки.

2. Проверка работ будет централизованной и независимой.

Скоро закончится практика, когда экзаменационные работы проверяли эксперты из того же региона, что и участники ЕГЭ, чьи работы они оценивают. Теперь всё чаще будут использовать «перекрёстную» проверку, то есть работы будут отдавать для оценивания в другие регионы. Также в будущем планируется создать единую онлайн-комиссию, в которую войдут лучшие эксперты со всей страны.

3. Искусственный интеллект может заменить экспертов ЕГЭ.

ФИПИ озвучило совсем уже фантастические реформы: официально заявлено, что разработчики ЕГЭ всерьёз задумываются о внедрении полностью независимой проверки экзамена при помощи искусственного интеллекта. Это планируется сделать к 2030 году.

Какие изменения ждут ЕГЭ уже в 2018-2019 уч. году?

Вот официальная справка ФИПИ обо всех изменениях в заданиях ЕГЭ 2019 года:

В КИМ по всем учебным предметам введены дополнительные инструкции-напоминания для участников ЕГЭ о проверке записи ответов на бланках №1 и №2 под соответствующими номерами заданий.

Все изменения в КИМ ЕГЭ не носят принципиального характера. По большинству предметов проводится уточнение формулировок заданий и совершенствование системы оценивания заданий для повышения дифференцирующей способности экзаменационной работы. 

Изменений в КИМ ЕГЭ по математике, географии, физике, химии, информатике и ИКТ в 2019 году нет

Русский язык

Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.

Изменён формат заданий 2, 9–12. Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. Уточнён уровень сложности отдельных заданий. Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.

Биология

Изменена модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58.

Иностранные языки

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Уточнены критерии оценивания выполнения задания 40 раздела «Письмо» в письменной части экзамена, а также формулировка задания 40, в котором участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение».

Литература

Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).

Обществознание

Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.

Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

История

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. В задание 21 добавлено дополнительное условие, определяющее требование к оформлению ответа. Соответственно, дополнены критерии оценивания задания 21.

1914
Поделиться: