Неужели отменят 5-бальную систему оценок?

914
Поделиться:   


Летом 2018 года всерьёз заговорили о том, чтобы реформировать нашу классическую пятибалльную систему оценивания. На круглом столе «Известий» было озвучено, что профильное министерство уже думает о том, как вместо устоявшейся 5-балльной (которая, на самом деле, представляет собой 4-балльную) системы ввести, например, 7 –ми или 12-балльную.

Те, кто привык внимательно читать законы, понимают, что единой для всех школ РФ пятибалльной системы оценивания знаний уже давно не существует. 28 статья (Часть 3, пункт 10) Закона «Об образовании в РФ» гласит, что система оценивания устанавливается школой самостоятельно:

«К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения».

Многие школы закрепили в локальных актах собственную систему оценок и благополучно ею пользуются. Есть образовательные учреждения, которые работают по системе международного бакалавриата, тут в ход идёт 7-балльная система оценивания. Некоторые школы вообще перешли на 100-балльную систему оценивания контрольных работ (по аналогии с ЕГЭ). Иногда система остаётся 5-балльной, но вводятся так называемые повышающие коэффициенты для оценивания контрольных или самостоятельных работ учащихся.

Что же нас может не устраивать в старой системе от «кола» до «пятёрки»

1. Ну, самое первое, что бросается в глаза, - «кол» («единицу») никто не ставит, а значит, система уже дала сбой, поскольку в ней есть «слабое звено». Действительно, наша 5-балльная система оценивания чаще всего на практике 4-балльная. При определенных обстоятельствах она вообще становится 3-балльной, например, при выставлении оценок в аттестаты. Всем известно, что ни «1», ни «2» в этих документах никогда не встретишь. Получается, что как минимум две оценки под большим вопросом.

2. Второй минус вытекает из первого. Вы задумывались когда-нибудь: почему «единицы» ставятся крайне редко, а «двойки» многие учителя в последнее время предпочитают заменять, например, на «точки». Правильно, потому что наша классическая система оценивания подразумевает определенную эмоциональную окраску каждой отметки: «5» и «4» - "хорошо, молодец", «3» - "ну, не очень". «2» и «1» - это негативные оценки и  в прямом, и переносном смысле, это уже вербальное (словесное или письменное) порицание, наказание, если хотите.

3. Кстати, учителя избегают «плохих» оценок ещё и по другой причине: есть определенная установка от руководства на тотальный положительный результат. Называя вещи своими именами, в последнее время можно заметить чёткую тенденцию, которую можно оозначить как «погоню за статистическими результатами». Никогда раньше наша отечественная школа не знала подобной эпохи бесконечных отчётов и рейтингов. И в этой системе «плохим» оценкам «1» и «2», как известно, тоже не место.

4. Есть ещё влияние извне, если можно так сказать. Многие страны мира находятся, как и Россия, в стадии бесконечных образовательных реформ, среди этих стран многие тестируют новую шкалу оценивания. Мы пока ещё не шагнули на этот путь, но предпосылки уже есть. 10 лет страна сдаёт ЕГЭ. Это главный экзамен, он по-настоящему судьбоносный, и оценивается ЕГЭ по 100-балльной шкале. Раньше эти баллы переводили в 5-балльную систему, но сейчас от этой практики отказались окончательно. Эта пропасть между классической системой оценивания и основным экзаменом всё более очевидна.

5. Последний аргумент опять касается глобального общемирового процесса – гуманизации образования. Страны-лидеры образовательных новаций поняли, что надо отказываться от так называемого образования эпохи индустриальной революции. Отношение к школе, как промышленному предприятию, с «конвейерным образованием» – это вчерашний день. Начали вспоминать, что дети – от слова «детство».

Во многих странах, в том числе и в России, отказываются от классических оценок в начальной школе. Почему? Таким образом снимается соревновательный момент в обучении младших школьников, а главное, младшая школа максимально старается уйти от сравнительного аспекта. Уход от лишних стрессов, правда, в данном случае отсроченный, поскольку рано или поздно и сравнение, и оценивание со стороны учителей и одноклассников всё равно включается на всю катушку.

Подводя итоги, мы видим, что проблем много, они многослойные, и пути решения не всегда очевидны и максимально эффективны. Пока отечественные реформаторы не представили нам подробный проект новой оценочной системы, нам остаётся только гадать, какую модель предлажат чиновники взамен старой. Может быть, создадут что-то своё, а, возможно, позаимствуют опыт других стран. На всякий случай, давайте сделаем небольшой экскурс по теме и расскажем, как же оценивают знания школьников в мире. Заранее скажем только, что никакой общемировой тенденции в этом вопросе не существует и универсальных рецептов, к сожалению, пока нет.

В каких странах тоже 5-балльная система оценок

По пятибалльной шкале оценивают знания Эстония, Кыргызстан, Венгрия, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Турция, Хорватия, Парагвай, Чехия - в начальной и средней школах, а Португалия – только в «началке».

В Австрии пятибалльная система «перевернутая», то есть лучшей оценкой считается «1», а «пятёрка» - самая низкая оценка. В Испании классическая пятибалльная система дополнена буквенными обозначениями и представляет собой своеобразный «гибрид» между 5-балльной и 10-балльной системами:

Insuficiente (IN) 1,2,3,4 - неудовлетворительно

Suficiente (SU) 5 - удовлетворительно

Bien (BI) 6 - удовлетворительно/ хорошо

Notable (NT) 7, 8 - хорошо

Sobresaliente (SB) 9, 10 – отлично

В Болгарии 5-балльная шкала выглядит так:

6 - Отличен (Превосходно) - Максимальная оценка 92–100%

5 - Много добър (Очень хорошо) - Менее высокая оценка 75–91%

4 - Добър (Хорошо) - Средний уровень знаний 59–74%

3 - Среден (Нормально) - Минимально допустимая оценка 50–58%

2 - Слаб (Слабо) - Неудовлетворительная оценка 0–49%

6- и 7-балльная системы

6-балльная система действует в Норвегии, Польше, Лихтенштейне, Германии (с обратной зависимостью, где лучшая оценка – «1»).

В Швейцарии в каждом кантоне своя образовательная система, но система оценивания везде единая – 6-балльная. Однако есть и дробные оценки (фактически система становится 9-балльной):

6 - превосходно. Получить эту оценку вполне реально (100%)

5.5 - очень хорошо

5 - хорошо

4.5 - удовлетворительно

4 - достаточно (60%)

3 - неудовлетворительно (менее 60%)

2 - плохо

1 - очень плохо

0 этот балл ставится тогда, когда ученик списывает или старается получить хорошие баллы обманным путем.

В Дании в 2007 году 13-балльную систему заменили на 7-балльную. Выглядит это немного странно, поскольку некоторые цифры из обновленной системы были попросту язъяты:

12 (A) - Fremragende (Отлично)

10 (B) - Fortrinlig (Очень хорошо)

7 (C) - God (Хорошо)

4 (D) - Jævn (Средний результат)

2 (E) - Тilstrækkelig (Удовлетворительно)

0 (Fx) - Utilstrækkelig (Неудовлетворительно)

−3 (F) - Ringe (Плохо)

В Финляндии 7-балльная система оценивания представляет собой шкалу от 4 до 10. Но финнам этого показалось мало, поэтому в современном варианте оценок есть ещё и устные формы поощрения, а также промежуточные оценки с использованием знаков «+», «-» и ½.

10-балльная система

10-балльная система очень популярна в мире, например, на постсоветском пространстве её используют Беларусь, Молдова, Эстония, Грузия, Армения. Какие ещё страны остановили свой выбор на 10-балльной шкале? Албания, Исландия, Литва, Румыния (в средней и старшей школах), Вьетнам, Израиль, Греция, Италия, Колумбия, Мексика, Нидерланды и Эквадор.

12-балльная система на Украине

В 2000 году Украина заменила советскую 5-балльную систему на 12-балльную, логика очень простая:

12 - 5+

11 - 5

10 - 5−

9 - 4+

8 - 4

7 - 4−

6 - 3+

5 - 3

4 - 3−

3 - 2+

2 - 2

1 - 1

20-балльная шкала во Франции

Франция, пожалуй, единственная страна, где используют 20-балльную систему. Все, кто знаком с образовательной системой этой страны, тот знает крылатое выражение: «20 может получить только сам Бог. 19 – господин учитель». Если сравнивать с российской шкалой, то соответствие выглядит так:

20-17 – «5»

16-14- «4»

13-10- «3»

9-7 – «2»

7 и меньше – «1»

реформа системы оценок

100-балльная система

100-балльная система используется в Коста-Рике, странах Латинской Америки и Японии.

В японских школах учитель делает пометки об успеваемости лишь в своем журнале, комментарии высказываются учителем индивидуально каждому ученику. И ещё! В Японии при 100-балльной системе балл выставляется всему классу, а не отдельному ученику.

А в Китае использует буквенную и процентную шкалы оценок: A 90-100% - "отлично", B 80-89% - "хорошо", C 70-79% - "средне", D 60-69% - "удовлетворительно", F 0-59% - "неудовлетворительно".

Буквенные обозначения вместо цифр

Буквенную систему оценивания традиционно используют в США, Великобритании и Гонконге. А ещё в Индонезии, Афганистане, Швеции, университетах Норвегии и Эстонии, Казахстане, Канаде, Кении, Малайзии, Монголии, Пакистане, Саудовской Аравии, средних школах Южной Кореи, вузах ОАЭ и некоторых школах Бразилии  и в Таиланде.

Шкала в США соответствует системе A/B/C/D/F:

A - 95-100%       

A- - 90-94%       

B+ - 85-89%       

B - 80-84%         

B- - 75-79%        

C+ - 70-74%       

C - 65-69%         

C- - 60-64%        

D+ - 55-59%      

D - 50-54%         

F - 0-49 %

В Великобритании система оценок зависит не только по региона (Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия), но и от программы обучения.

General Certificate of Secondary Education (GCSE) осуществляется по восьми бальной шкале: A*-A-B-C-D-E-F-G, где A* - является наивысшим баллом, а G — самым низким. Существует также оценка U (от Unclassified т. е. неуд), в случае получения этой оценки на экзамене считается, что он не сдан.

Программа A-level не только сложна по своей учебной составляющей, но и запутана в системе оценок: помимо буквенной шкалы, существуют такие понятия как raw mark и uniform mark.

Uniform Mark (UMS) – фиксированная оценка. А Raw mark – это оценка за конкретную работу, которая выражается в баллах, максимальное количество баллов зависит от конкретного раздела (unit).

Полученные оценки за каждую работу конвертируются в «Unified Mark Scheme» (UMS) в зависимости от «веса» и сложности задания.  UMS оценивается в баллах, максимальное количество баллов, которое в сумме можно набрать по окончанию A-level, – 600.

В Индии и некоторых других странах буквенную систему дополнили отметок "O" — "outstanding" (для выдающихся ответов) и "U", "unfair" — "нечестно" для жульничавших.

914
Поделиться: