Демоверсия ЕГЭ по биологии 2019 года

655
Поделиться:   


Курсы ЕГЭ Lancman School подготовили для вас подробную информацию о ЕГЭ по биологии 2019 года. Сначала мы расскажем вам о том, что изменилось в экзаменационных заданиях 2019 года, далее вы можете ознакомиться с демонстрационным вариантом ЕГЭ по биологии, опубликованным ФИПИ в этом году. Главный бонус статьи - это подробный разбор типичных ошибок выпускников, которые допустили сдающие ЕГЭ по биологии в 2018 году. Анализ ошибок размещен сразу после демоверсии.

Статистика 2018 года, связанная с ЕГЭ по биологии

ФИПИ ежегодно публикует «Методические рекомендации для учителей», где разработчики заданий ЕГЭ подробно рассказывают, насколько хорошо сдали экзамен выпускники текущего года, а также делают подробный разбор типичных ошибок, допущенных именно в этом году. Вот основные тезисы, связанные с единым государственным экзаменом по биологии в 2018 году.

1. "В 2018 г. в ЕГЭ по биологии приняли участие более 133 тыс. человек. Экзамен по биологии традиционно востребован и входит в пятерку самых популярных выпускных экзаменов по выбору. Его выбирают мотивированные на биологию выпускники, поступающие в медицинские,  ветеринарные, аграрные вузы, психологические и биологические факультеты университетов, академий и институтов физической культуры и спорта и ряд других вузов".

2. "В 2018 г. средний тестовый балл составил 51,4. Его незначительное снижение по сравнению с прошлым годом связано в первую очередь с уменьшением доли участников в интервале тестового балла 61–80 (на 2,26%) и увеличением доли участников в интервале 41–60 (на 3,26%)".

3. "В 2018 г. доля участников, которые набрали менее 20 тестовых баллов, по сравнению с 2017 г. сократилась на 0,47%, что объясняется увеличением количества заданий базового уровня. Доля участников ЕГЭ по биологии, не набравших минимального количества баллов в 2018 г., составила 17,4%".

Какие изменения внесены в ЕГЭ по биологии образца 2019 года

1. В КИМ по всем учебным предметам введены дополнительные инструкции-напоминания для участников ЕГЭ о проверке записи ответов на бланках №1 и №2 под соответствующими номерами заданий.

2. Изменена модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58.

Демоверсия ЕГЭ по биологии 2019 года с официального сайта ФИПИ


Демоверсия ЕГЭ по биологии

 


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии


Демоверсия ЕГЭ по биологии

Демоверсия ЕГЭ по биологии


Источник: ФИПИ

Разбор типичных ошибок ЕГЭ по биологии 2018 года

"Для получения наиболее полного представления о качестве биологической подготовки выпускников были проанализированы результаты выполнения заданий по каждому содержательному блоку, представленному в кодификаторе. Анализ ответов экзаменуемых позволил определить круг проблем, связанных с освоением определенных элементов содержания разными группами экзаменуемых, выявлением затруднений и типичных ошибок, повторяющихся из года в год.

Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого

Содержание этого блока проверялось 1 заданием базового уровня в части 1 (линия 2), которое оценивалось в 2 балла и отдельными заданиями в линии 22 части 2.

Выполнение заданий базового уровня в части 1 не вызвало затруднений у большинства участников (средний процент выполнения – 77,1). Были продемонстрированы знания основных методов, которые используются в различных областях биологии, и успешно определены уровни организации живого, на которых происходят разнообразные биологические процессы. Однако 2 балла получили 30%, а 1 балл – 62% участников.

В части 2 (линия 22) затруднения возникли при ответе на вопросы, касающиеся методов научного познания. Например, за задание об использовании метода «меченых атомов» для изучения процесса фотосинтеза максимальные 2 балла получили 15% экзаменуемых, 1 балл – 7%, 0 баллов – 78%; за задание, в котором требовалось объяснить использование метода центрифугирования для разделения органоидов клетки, 2 балла получили 7% экзаменуемых, 1 балл – 26%, 0 баллов – 67%.

Блок 2. Клетка как биологическая система

Данный блок в работе представлен 4–5 заданиями: 3 задания базового уровня (линии 1, 3, 4), 1–2 задания повышенного уровня (линии 5, 19 или 20), 1–2 задания высокого уровня сложности (линии 23, 27).

В части 1 в заданиях линии 1 испытуемым предлагалось дополнить схему по составу, строению и функций клетки, жизненному циклу и делению клетки. Выполнение этих заданий в среднем составило 70%, что соответствует базовому уровню. Исключением явилось одно задание на дополнение схемы, в которой требовалось определить фазу жизненного цикла клетки (интерфазу), его правильно выполнили и получили 1 балл только 24% участников.

В линии 3 испытуемым предлагались задачи на определение хромосомного набора соматических и половых клеток или нуклеотидного состава ДНК. Задания этих линий оценивались в 1 балл. Их выполнение составило в среднем 54,7%, что несколько ниже, чем заданий базового уровня (60–90%). Необходимо отметить, что по некоторым заданиям этой линии были получены очень низкие результаты. Участники затруднились определить число хромосом в соматической клетке организма по хромосомному набору половой клетки (19% выполнения), число аутосом в половой клетке (30%), число Х-хромосом в половой клетке мужчины (32%).

Приведем пример одного задания, которое вызвало затруднение. 0 баллов получили 74% участников.

«Сколько хромосом имеет соматическая клетка животного, если гаметы содержат 38 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число».

С задачами на определение нуклеотидного состава ДНК (соотношения аденина, гуанина, цитозина и тимина в молекуле) экзаменуемые справились значительно лучше, их выполнили 63–78% участников.

Средний процент выполнения заданий по цитологии с множественным выбором (линия 4) составил 66,4 (1 балл получили 40%; 2 балла – 41%), что в полной мере соответствует базовому уровню. Анализ результатов выполнения заданий этой линии показал, что задания, направленные на проверку знаний строения и функций органоидов клетки выполняются в целом так же, как и задания, проверявшие знания процессов обмена веществ, деления клетки, особенностей клеток разных царств. Низкие результаты получены лишь за задание, где требовалось определить свойства генетического кода. Максимальные 2 балла получили только 18% участников.

Задания линии 5 на соответствие (повышенного уровня сложности) в среднем выполнены на 45,1% (1 балл получили 22%; 2 балла – 34%), что соответствует заявленному уровню сложности. Проблемными для большей части испытуемых оказались задания, проверявшие знания по химическому составу клетки и роли химических элементов в процессах жизнедеятельности. Так, правильно определили роль химических элементов только 29% участников (2 балла получили 16%).

Приведем пример такого задания.

Установите соответствие между характеристиками и химическими элементами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) участвует в проведении нервных импульсов

Б) входит в состав костной ткани

В) входит в состав липидного слоя

Г) входит в состав нуклеиновых кислот

Д) участвует в транспорте кислорода

ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

1) фосфор

2) калий

3) железо

Проблемными оказались задания на сравнение характеристик митоза и мейоза, их выполнили 29% участников, при этом максимальные 2 балла получили только 18%, и на сравнение признаков эукариот и прокариот – 23% (2 балла получили 16%; 0 баллов – 60%). К слабо усвоенным элементам содержания следует отнести также знание характеристик темновой фазы фотосинтеза (44% выполнения). Участники экзамена затруднились установить соответствие между строением хлоропласта, изображенного на рисунке, и местом протекания фаз фотосинтеза (45% получили 0 баллов), характеристиками митоза и мейоза (2 балла получили только 18% участников). Столь низкие результаты объясняются несформированностью умения устанавливать соответствия между изображениями объектов с их важнейшими структурными особенностями и свойственными им процессами.

В экзаменационных материалах задания на установление последовательности процессов, протекающих на клеточном уровне (линия 19), были представлены только в семи разных вариантах. В среднем их выполнили 32% участников, что соответствует нижней границе повышенного уровня сложности. Наиболее низкие результаты получены на задания, в которых требовалось определить последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. Его среднее выполнение составило 17%, при этом 2 балла получили только 12% участников, 1 балл – 10%, а 0 баллов – 78%.

Усвоение материала по цитологии проверялось также 5 заданиями в линии 20 (повышенного уровня сложности). Участники экзамена продемонстрировали умение анализировать и дополнять недостающую информацию в таблице, результат выполнения составил в среднем 44%.

Следует отметить, что задания по одному и тому же элементу содержания вызывают у участников сходные затруднения независимо от типа задания. В то же время задания на соответствие оказались самыми сложными, что свидетельствует о слабо сформированном умении устанавливать взаимосвязи между строением и функций органоидов клетки, процессами обмена веществ, типом деления клетки.

В части 2 содержание этого блока проверялось отдельными заданиями в линиях 23 и 24, а также во всех вариантах заданий в линии 27. Все эти задания имели высокий уровень сложности, интервал их выполнения составил 26–31%.

В линии 23 предлагалось два сюжета с рисунками. В первом необходимо было определить принадлежность клеток к определенному царству и обосновать свой выбор, во втором – определить тип и фазу деления клетки и также аргументировать выбор. Задания с первым сюжетом выполнили в среднем 24% участников, что соответствует уровню сложности. С заданиями со вторым сюжетом справились и определили фазу и типа деления клетки, а также привели с обоснование только 9% участников, а максимальные 3 балла получили не более 3% участников.

Результаты выполнения линии 24, в которой необходимо было проанализировать информацию о генетическом коде, прокариотической клетке, растительной клетке, клеточном ядре и исправить ошибки в тексте, составили в среднем 29%, что несколько ниже, чем средние результаты по всем заданиям этой линии (31%).

Линия 27 традиционно посвящена проверке умений применять знания в новой ситуации при решении задач по цитологии на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза, хромосомного набора клеток гаметофита и спорофита растений, аминокислотной последовательности в молекуле белка, используя таблицу генетического кода. С заданиями этой линии справились в среднем 29% участников, однако максимальные 3 балла получили не более 11% участников. Результаты соответствуют высокому уровню сложности.

Приведем пример задания, по которому получены результаты ниже среднего уровня (3 балла – 8%; 2 балла – 19%; 1 балл – 8%).

Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: -А Т А А Г Г А Т Г Ц Ц Т Т Т Т-. Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если четвёртая аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Глу? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

В целом по данному блоку к числу слабо сформированных у участников знаний и умений можно отнести:

1) знание химического состава клетки, процессов метаболизма (например, фотосинтеза), а также характеристик фаз митоза и мейоза;

2) умения определять число хромосом и молекул ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза, устанавливать соответствие между характеристиками обмена веществ и конкретными процессами, определять по рисунку фазы деления, обосновывать и объяснять свой выбор.

Блок 3. Организм как биологическая система

Данный блок в работе представлен 6–7 заданиями в варианте: 1–2 задания базового уровня (линия 6) и отдельные задания линии 21, 2–3 задания повышенного уровня (линии 7, 8, 19 или 20), 1–2 задания высокого уровня (линии 24, 28).

Анализ результатов показал, что большинство участников овладели знаниями об организме как биологической системе, продемонстрировали умения решать генетические задачи. Столь успешному выполнению способствовал тот факт, что большинство моделей задач включались в варианты ЕГЭ и в прошлые годы. Вместе с тем выявлен ряд проблем в знаниях и умениях по данной тематике.

В линии 6 предлагались задачи на моногибридное или дигибридное скрещивание. Задание оценивалось в 1 балл. Выполнение заданий этой линии в среднем составило 58%, что чуть ниже заявленного порога уровня сложности. Сложными оказались задачи на определение числа фенотипов при расщеплении у самоопыляемых растений (38%), анализирующее скрещивание дигомозиготы и дигетерозиготы (42% выполнения).

В линии 7 на множественный выбор проверялись знания терминов и основных закономерностей наследственности и изменчивости, основ селекции и биотехнологии. Их выполнение составило в среднем 68%, что соответствует заявленному базовому уровню сложности. Однако следует отметить, что у большей части экзаменуемых возникли трудности при отборе положений хромосомной теории наследственности (41%) и характеристик хромосомных мутациях (49%).

Задания линии 8 на соответствие выполнили в среднем 52% участников, что соответствует повышенному уровню. В этой линии проверялись элементы содержания по теме «Разнообразие организмов. Воспроизведение организмов. Онтогенез». Участники продемонстрировали хорошие умения сравнивать и устанавливать соответствие между конкретными представителями насекомых и типами их развития, характеристиками и способами размножения, изображенными на рисунке зародышевыми листками и структурами, которые из них формируются. К числу слабо усвоенных следует отнести также знание признаков гаструляции. Задания на соответствие по этой теме выполнили 34% участников.

В линии 19 на установление последовательности процессов жизнедеятельности в экзаменационных вариантах были представлены 4 задания в разных вариантах работы. Их выполнение составило в среднем 53%, что соответствует заявленному уровню сложности. Особых затруднений эти задания не вызвали.

В линии 20, где необходимо было проанализировать таблицу и внести недостающую информации, присутствовало только одно задание по этому блоку: определить этапы эмбриогенеза и их характеристики. Результат его выполнения составил 34%, что значительно ниже среднего уровня, причем 2 балла получили только 27%, а 1 балл – 13% участников.

В линии 21 было предложено 2 задания по содержанию данного блока. Испытуемым предлагалось проанализировать изменения липидного и углеводного обмена у мышей, вызванные влиянием мутаций и развитием меланомы. Выполнение составило в среднем 60%, что соответствует заявленному базовому уровню сложности, однако проблемы возникли в задании, где требовалось объяснить влияния мутаций на накопление жировой ткани. Это задание выполнили 39% экзаменуемых, а 2 балла получили только 10% участников.

В части 2 содержание этого блока проверялось в линии 24 в 6 заданиях (высокого уровня сложности) на анализ биологической информации и исправление ошибок в тексте. В отличие от прошлых лет, каждый текст имел определенное название, что помогало участникам экзамена выбрать правильный вариант исправления ошибки в тексте. Выполнение заданий по данному блоку составило в среднем 27%.

Приведем пример задания, результат выполнения которого составил 26%.

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Мутации». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1)Мутация – это случайное изменение наследственной информации. (2)Различают три вида ядерных мутаций: генные, геномные, хромосомные. (3)Хромосомные мутации обусловлены изменением порядка триплетов в гене. (4)Полиплоидия – это пример хромосомной мутации. (5)Полиплоиды служат материалом для получения новых сортов культурных растений. (6)Геномные мутации связаны с удвоением определённых триплетов в гене. (7)Мутации приводят к изменению признаков у организмов.

Однако задание на анализ текста о половом размножении выполнили 18% участников, при этом 3 балла получили только 3%. Низкие результаты получены также на задания по анализу текста по партеногенезу и закономерностям изменчивости.

В линии 28 традиционно предлагаются генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, анализ родословных. Среднее выполнение генетических задач составило 34%, что на 7% хуже, чем в 2017 г. Причин общего снижения результатов две. Во-первых, это ужесточение требований к проверке, заключавшееся в том, что задача на сцепленное наследование оценивалась в 0 баллов, если отсутствовали правильное объяснение и анализ результатов, даже при наличии правильной схемы решения. Участники должны были четко обосновать сцепление генов. В предыдущие годы эксперты часто ставили за такие ответы до 2 баллов, учитывая только правильную схему решения. Во-вторых, в КИМ были включены задачи, в самом условии которых отсутствовало указание на локализацию генов в одной хромосоме. Участники экзамена должны были самостоятельно проанализировать результаты, приведенные в условии задачи.

Блок 4. Система и многообразие органического мира»

Данный блок в работе был представлен 4–5 заданиями: 2 заданиями базового уровня (линии 9, 11), 1 заданием повышенного уровня (линия 10), а также 1–2 заданиями высокого уровня (линии 23 или 24, 25).

Средний результат выполнения заданий базового уровня линии 9 с множественным выбором составил 61%, что соответствует нижней границе заявленного уровня. Однако выполнение ряда заданий вызвало затруднения. Так, узнать на рисунке цветок бобового растения и установить характерные признаки класса, к которому принадлежит это растение, смогли только 39% участников, причем получили 2 балла 24%. Следует отметить, что рисунок этого растения имеется во всех учебниках биологии.

Определили видоизменения корней у конкретных растений только 29% экзаменуемых. Проблемы возникли также при выборе морфологических особенностей дождевого червя (40% выполнения), признаков аскариды (2 балла получили 28%). Участники затруднились определить по рисунку мозг млекопитающего и выбрать признаки класса, максимальные 2 балла получили только 29% экзаменуемых.

Результаты выполнения задания на сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств (линия 10), как и по другим блокам, оказались ниже, чем заданий с множественным выбором. Их выполнили в среднем половина участников. Слабо сформированными оказались умения сопоставлять изображенные на рисунке органы растения с особенностями их строения и выполняемыми функциями (луковицы, яблока, эндосперма и зародыш зерновки). На низком уровне оказались выполнены задания на установление соответствия характеристик образовательной и покровной ткани (2 балла получили 29% участников, а 0 баллов – 56%), представителей земноводных и пресмыкающихся и среды их размножения (2 балла получили 28%), конкретных представителей первичноводных и вторичноводных животных (2 балла – 9%; 0 баллов – 61%). На протяжении уже нескольких лет результаты выполнения заданий на установление соответствия всегда несколько ниже, чем заданий с множественным выбором.

Полученные результаты свидетельствуют не только об отсутствии конкретных знаний, но и о несформированности учебного умения сравнивать организмы разных групп, определять изображенные на рисунке объекты, находить отличительные признаки конкретных организмов.

Знание основных систематических категорий и их соподчиненности, умение определять систематическую принадлежность биологических объектов проверялись заданиями линии 11. Их выполнение составило в среднем 71%, что соответствует заявленному базовому уровню. Однако 2 балла получили только 21–32% участников. На эти вопросы следует обратить внимание при повторении разделов «Биология. Животные» и «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники».

В части 2 задания высокого уровня сложности этого блока были представлены в трех линиях. В линии 23 предлагались задания на анализ изображения биологических объектов. Средний результат их выполнения составил 26%, а максимальные 3 балла получили менее 10%, что соответствует высокому уровню сложности. На отдельные задания этой линии экзаменуемые затруднились дать полные правильные ответы. Сложными оказались задания, в которых требовалось по рисунку определить объект с его характерными видимыми морфологическими особенностями, охарактеризовать их, обосновать свой выбор. Чаще всего в ответах отсутствовало правильное обоснование. Например, оказалось сложным задание, в котором требовалось определить, какие органы видоизменились у трех сортов капусты: цветной, белокочанной и кольраби. Большинство участников приняли сорт кольраби за редьку или свеклу.

Задания линии 24 на анализ биологической информации выполнили в среднем 40% участников. Следует отметить, что при выполнении ряда заданий этой линии максимальные 3 балла получили около 20% участников. Самыми сложными оказались тексты с описанием строения, жизнедеятельности, образа жизни земноводных. Найти и исправить все три ошибочных суждения смогли только 8% участников.

В заданиях линии 25 экзаменуемые должны были продемонстрировать не только знания особенностей строения, жизнедеятельности, образа жизни растений и животных, но и умения выявлять и обосновывать отличительные признаки организмов, описывать свойства объектов. Задания этой линии в среднем выполнили 28% экзаменуемых (исключение составляет задание, проверявшее знание вставочного роста у злаков, – 19%). Однако эти задания выполнили в основном участники с отличной и хорошей подготовкой. Определенные затруднения у экзаменуемых вызвали задания, в которых требовалось: объяснить причины и особенности образования годичных колец у деревьев; дать характеристику образовательной ткани у растений; обосновать значение хитинового покрова членистоногих, особенности размножения и расселения двустворчатых моллюсков.

Блок 5. Человек и его здоровье

Заданиями этого блока контролировались знания о строении и функционировании организма человека, составляющие основу санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Данный блок представлен в среднем 5 заданиями в КИМ: 1–3 задания базового уровня (линии 1, 12, 21), 2–3 – повышенного уровня (линии 12, 13, 20), 1–2 – высокого уровня сложности (линии 22, 23 или 24, 25). Анализ результатов выполнения заданий этого блока позволил установить степень усвоения выпускниками знаний о строении и функциях организма человека, а также овладения ими основными учебными умениями.

В части 1 задания на дополнение схемы (линия 1) и на обобщение и применение знаний об организме человека с множественным выбором (линия 12) не вызвали особых затруднений. Средний результат их выполнения составил более 64%, что соответствует базовому уровню. Лишь отдельные задания линии 12 выполнили менее половины экзаменуемых и получили в основном 1 балл (33%). Это задания, проверявшие роль печени в обмене веществ и пищеварении.

В заданиях линии 13 проверялись не только фактические знания, но и умения сравнивать и сопоставлять особенности строения и функционирования органов организма человека. Задания на установление соответствия, как и по другим разделам, относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Средний результат их выполнения составил 45%. Низкие результаты (ниже 30%) получены на отдельные задания этой линии, в них требовалось соотнести название нейрона с их функциями в рефлекторной дуге, витамины и их значение для организма человека, оболочки глаза с их строением и функциями, состояние клапанов сердца в зависимости от фаз сердечного цикла. За эти задания 2 балла получили 7–17% экзаменуемых, а 0 баллов – 61–79%.

Приведем пример задания, средний результат выполнения которого составил 26%, а 2 балла получили только 9% экзаменуемых.

Установите соответствие между симптомами заболеваний и витаминами, недостаток которых вызывает эти симптомы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ

А) сухость кожных покровов

Б) поражение роговицы глаза

В) снижение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям

Г) ухудшение зрения в сумерках

Д) расстройство деятельности нервной системы

Е) кровоточивость дёсен и выпадение зубов

ВИТАМИНЫ

1) А

2) В

3) С

С заданиями на установление последовательности биологических процессов, протекающих в организме человека (линия 14), участники справились лучше, чем с заданиями на установление соответствия. Средний результат по этой линии составил 48%, а максимальные 2 балла получили от 22% до 35% экзаменуемых. Проблемными оказались задания на определение последовательности процессов, происходящих при дыхании, образовании вторичной мочи, пищеварении в отдельных участках пищеварительного канала, соподчиненности структур зрительной сенсорной системы и почки. Их выполнили 19–27% экзаменуемых, что значительно ниже заявленного уровня сложности.

Отдельные задания по разделу «Человек и его здоровье» в части 1 были представлены в линии 20, где требовалось дополнить в таблице недостающие сведения, продемонстрировать умения обобщать признаки объектов в табличной форме. В среднем их выполнили только 36% экзаменуемых. Так, например, правильно выполнили задание, в котором требовалось охарактеризовать строение кожи человека, в среднем 39%, а максимальные 2 балла получили менее 20% участников. Полученные данные свидетельствует о недостаточной сформированности умения работать с таблицами у большей части экзаменуемых.

Данный раздел был широко представлен в линии 21, где участники продемонстрировали в среднем 62% выполнения.

В части 2 каждого варианта по блоку «Человек» предлагалось как минимум 1 задание в линиях 22–25. В линии 22 было предложено 7 заданий практико-ориентированного характера. Средний результат выполнения этих заданий составил 24%, что соответствует высокому уровню сложности. Лишь отдельные задания выполнили менее 15% участников. Не смогли правильно объяснить механизм регуляции дыхания в зависимости от условий 65% участников.

Приведем пример задания с наиболее низким результатом.

Почему человек, находясь под водой, не может длительно задержать дыхание, а выныривая, возобновляет дыхание с большей частотой? Ответ поясните.

В ответе участники должны были отметить, что при задержке дыхания в крови человека накапливается углекислый газ, который возбуждает дыхательный центр. При этом высокая частота дыхания обеспечивает быстрое освобождение крови от избытка углекислого газа. Однако участники указывали только одну из перечисленных причин, поэтому максимальные 2 балла получили только 5%.

В линии 22 присутствовали также задания с новым сюжетом. Так, например, необходимо было установить эффективность воздействия лекарственного препарата на микроорганизмы, вызывающее заболевание. Это задание имело самый низкий результат, а максимальные 2 балла получили только 3% участников.

Средний результат выполнения заданий линии 23 составил 17%, что вполне соответствует высокому уровню сложности. Однако 3 балла получили не более 4% экзаменуемых.

Приведем пример задания с наиболее низким результатом.

«Какие структуры кости взрослого человека обозначены на рисунке цифрами 1 и 2? Чем заполнены полости в этих структурах? Какие функции выполняет содержимое полостей?»

Демоверсия ЕГЭ по биологии

В линии 24 было предложено 1 задание на анализ биологического текста и исправление ошибочных суждений в нем. Выполнение заданий этой линии не вызвало затруднения и составило 33%. Наиболее низкие результаты получены по заданиям линии 25. Их выполнили в среднем 20% участников, а максимальные 3 балла получили 3% экзаменуемых. Необходимо подчеркнуть, что наибольшие затруднения вызвали задания, в которых требовалось раскрыть особенности терморегуляции, нервной регуляции дыхания в организме человека, функции желчи в пищеварении.

Приведем пример задания, которое выполнили в среднем 19% участников, но максимальные 3 балла получили только 4%, а 2 балла – 18%.

Где расположены нервные центры, регулирующие произвольные и непроизвольные дыхательные движения? Какова роль адреналина в лёгочной вентиляции?

Сравнение результатов выполнения заданий этого блока с результатами предыдущих лет показывает, что наибольшие трудности вызывают вопросы по следующей тематике: нервногуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (дыхания, пищеварения, терморегуляции), особенности физиологических процессов, протекающих в системах органов человека. Вопросы, касающиеся анатомического строения организма человека, усвоены выпускниками значительно лучше. На вопросы регуляции процессов жизнедеятельности, строения и функционирования нервной системы, строения сенсорных систем и ВНД следует начать обращать внимание уже при подготовке к ОГЭ и продолжить при подготовке к ЕГЭ.

Блок 6 «Эволюция живой природы» включал задания, направленные на контроль знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы, идиоадаптации в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции. Данный блок представлен в каждом варианте в среднем 5 заданиями: 1 – базового уровня (линия 15), 2 – повышенного уровня (линии 16, 19 или 20), 1–2 высокого уровня (линия 23 или 26).

В части 1 в линии 15 предлагались задания с множественным выбором на анализ текста. Результаты выполнения составили в среднем 65%, что соответствует заявленному уровню сложности. Участники продемонстрировали умение анализировать текст и определять необходимую информацию о критериях вида, путях и направлениях эволюции.

В линии 16 предлагались задания на установление соответствия между эволюционными процессами и их характеристиками. Как и по другим линиям, задания этого типа оказались сложнее для выполнения, чем задания с множественным выбором. Средний результат составил 54%, однако отдельные задания были выполнены менее 30% участников. Это задания на установления соответствия между примерами проявления дивергенции и конвергенции у организмов, формами естественного отбора, признаками ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации у конкретных представителей, палеонтологическими и  равнительноанатомическими доказательствами эволюции.

Объяснить столь низкие результаты по основным понятиям эволюционного учения, которые представлены во всех учебниках как базового, так и профильного уровня, можно объяснить тем, что основное внимание при изучении этих тем уделяется заучиванию теоретического материала, а не осмыслению эволюционных процессов и их аргументации с привлечением конкретного материала из основной школы.

Задания линии 19, в которых предлагалось установить последовательность эволюционных процессов, видообразования, развития органического мира, в среднем выполнили 49% испытуемых, однако выстроить последовательность этапов возникновения жизни на Земле смогли только 23% выпускников (2 балла получили 14%).

На низком уровне выполнены и задания линии 20 на анализ информации и заполнение таблицы по характеристикам естественного отбора. Максимальные 2 балла получили менее 20% участников при среднем проценте выполнения 39.

В части 2 задания, касающиеся эволюции, были представлены в линиях 23 и 26. Выполнение этих заданий составило около 30% (в интервале 20–47%). Следует отметить, что эти задания выполняли в основном только хорошо и отлично подготовленные участники, однако даже среди них максимальные 3 балла получили менее 5% участников. Например, в одном из заданий линии 23 предлагался рисунок с изображением ископаемого животного. От выпускника требовалось по геохронологической таблице определить эру и период его обитания, класс, к которому можно отнести это животное, и указать признаки принадлежности к данному классу. Максимальные 3 балла получили только 4% экзаменуемых, при этом правильно определили эру и период по геохронологической таблице 44%, а указать класс и обосновать свой выбор, используя изображение животного, смогли только 4% участников.

Половина заданий линии 26 проверяли знания участников по эволюции живой природы и антропогенезу. Среднее выполнение заданий составило 24%. В нескольких заданиях предлагалось сопоставить эволюционные взгляды Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка, обосновать основные положения синтетической теорией эволюции.

Проблемным оказались задания, в которых требовалось установить ароморфозы у покрытосеменных растений, позволивших им завоевать главенствующее положение на Земле, привести доказательства единства органического мира на Земле, определить значение огня в антропогенезе. Максимальные баллы за эти задания получили 2–3% участников.

Блок 7. «Экосистемы и присущие им закономерности» содержал задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере, а также умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем. В каждом варианте блок был представлен 4–5 заданиями всех трех уровней сложности. В части 1 – 3–4 задания линий 17, 1 или 21 (базовый уровень), 18, 19 (повышенный уровень); в части 2 – задания линии 26 (высокий уровень).

Участники экзамена продемонстрировали знание вопросов экологического содержания и сформированность ряда учебных умений: выявлять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; сравнивать естественные и искусственные экосистемы. Однако при общих высоких результатах выполнения заданий по экологии (в среднем более 65% выполнения по задания части 1), отдельные вопросы вызвали затруднения.

Задания по экологии линии 17 (множественный выбор 3 из 6) в целом не вызвали особых затруднений, средний результат выполнения составил 75%. Однако отдельные задания выполнили менее 50% участников. Например, задание, в котором требовалось определить приспособленность птиц к перенесению неблагоприятных условий, полностью выполнили (на 2 балла) только 14% участников.

Приведем пример еще одного проблемного задания, выполнение которого составило 44%, причем 2 балла получили только 25% участников.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят:

1) пеницилл,

2) спорынью,

3) гнилостные бактерии,

4) мукор,

5) клубеньковые бактерии,

6) серобактерии.

Низкий результат выполнения задания объясняется в большей степени незнанием роли конкретных организмов в экосистеме, а не понятия «функциональные группы».

Задания на установление последовательности в линии 19 выполнены в пределах заявленного уровня сложности. Как и в предыдущие годы, проблемным оказалось задание на установление последовательности круговоротов веществ в биосфере, в частности круговорота азота (29% выполнения). Изучению данной темы следует уделить больше внимания в процессе обучения.

Задания высокого уровня сложности линии 26, где предполагалось обобщение и применение знаний об экологических закономерностях в новой ситуации, выполнены в пределах заявленного уровня (38%) и не вызвали особых затруднений. Отметим только, что 3 балла тем не менее получили не более 9% экзаменуемых".

Источник: ФИПИ

655
Поделиться: