"Ломоносов". История. 10-11 классы. Заключительный этап (1 вариант)

197
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

по истории

10-11 классы

Заключительный этап

Вариант 1

1. Задание. Перед вами список городов. Ответьте на следующие вопросы:

а) Псков

1. Когда этот город вошел в состав Русского государства?

2. В результате каких событий?

б) Шлиссельбург

1. Когда этот город вошел в состав Российской империи?

2. В результате каких событий?

в) Вильнюс

1. Когда этот город вошел в состав СССР?

2. В результате каких событий?

Ответ: 12 баллов

а) Псков – 1510. (1 балл) Василий III присоединил Псковскую республику. Псковское вече уничтожено, псковские семьи переселяются в московские волости. (3 балла)

б) Шлиссельбург – в 1702 году (1 балл), 12 декабря (30 ноября по юлианскому календарю) Петр I в ходе Северной войны (1700-1721) взял Нотебург и дал ему символическое название Шлиссельбург (город-ключ). Официально вошел состав России по Ништадскому мирному договору 1721 года. (3 балла)

в) Вильнюс – вошел в состав СССР в 1940 г. (1 балл). В результате политического кризиса произошли выборы в Народный сейм. В июле 1940 г. новый Народный сейм обратился с просьбой к правительству СССР о включении образованной Литовской ССР в состав Советского Союза. (3 балла)

Задание 2.

1) Определите, о каком архитектурном памятнике идет речь в отрывке. 2) В каком веке он был создан?

3) В честь какого события (или в связи с каким событием) он был сооружен?

4) Назовите правителя русского государства, при котором он был сооружен.

5) Выделите не менее двух событий его правления.

Перечисление главных достопримечательностей столицы было бы неполным без одного важного памятника – скульптурной композиции, уже почти два столетия возвышающейся вблизи Кремля. И уже невозможно представить себе сердце Москвы без героических её защитников, словно самой историей поставленных тут на века охранять мир и спокойствие граждан. Скульптура воплощает собою те идеалы высокой гражданственности, патриотизма, личной сознательности и сыновнего долга перед родиной, которые подвигли её прототипов совершить свой подвиг. Герои её – представители народного ополчения. Первый стоит во весь рост, энергично откинув руку, указывая в этом призывном жесте на Москву, которую нужно отстоять от польских захватчиков. Он вручает своему собрату по оружию меч, чтобы тот как полководец возглавил войска народного ополчения. Основание монумента украшено барельефами.

Ответ: 7 баллов (1+1+1+1+3)

1. Памятник Минину и Пожарскому (1 балл). 2. В XIX веке (1812-1818 гг.) (1 балл). 3. Этот памятник сооружен в честь героев Второго ополчения одержавших победу над поляками (1 балл). 4. Памятник был сооружен в правление Александра I (1801-1825) (1 балл). 5. Могут быть названы: введение министерств (1802-1811); реформа Сената (1802); создание Государственного Совета (1810); закон о вольных хлебопашцах (1803); крестьянская реформа в Прибалтике (1816-1819); университетские устав 1804 года; Отечественная война 1812 года. Возможны другие варианты. Обязательно – событие должно быть датировано! (3 балла: по одному баллу за событие)

Задание 3. Прочитайте предложенные отрывки. Ответьте на следующие вопросы к ним:

1. О каких деятелях идет речь в представленных ниже описаниях? 2. К какому общественно-политическому направлению они принадлежали? 3. Какие взгляды на развитие России были для них характерны? Приведите не менее двух положений.

1. «Шестидесятники настолько глубоко верили в истинность и непременную осуществимость своих принципов. Элементы самоуверенности мы находим даже у /НЕГО/, тем более она проявлялась у людей менее одаренных, но зато более жаждущих самовыражения: у представителя «Современника» М. Антоновича, у В. Зайцева, соратника /ЕГО/ по «Русскому слову», который, например, значительно решительнее /ЕГО/ «уничтожал» Пушкина и Лермонтова или, пропагандируя механистический материализм, доходил до расистских утверждений…»

2. «В декабре же он, по страстности своей натуры вовлеченный в заговор, принял самое непосредственное участие в убийстве старца… Правые круги в своем большинстве от него отвернулись. Одни его открыто бранили и критиковали, считая изменником монархическому принципу; другие, отнеслись с пониманием, но также не поддержали (исключение составил лишь возглавляемый /ИМ/ Союз Михаила Архангела, полностью разделявший взгляды своего лидера)».

3. «Близко сошелся с кружком Н.В. Станкевича. В 1835 г. он был редактором журнала «Молва» и «Телескопом». Затем в конце 1830-х годов работал в «Отечественных записках», который после его прихода стал самым передовым и читаемым. Сам он писал: «Я – литератор – говорю это с болезненным и вместе радостным и гордым убеждением. Литература российская – моя жизнь и моя кровь».

Ответ: 15 баллов  

1. Писарев Дмитрий Иванович – русский публицист, критик, (2 балла) 2. Революционный демократ. Идеолог нигилизма. (1 балл) 3. Призыв к революции как способу изменения существующего государственного строя; переустройство общества на демократических началах; отказ от старых социальных устоев; длительная и основательная подготовка масс к революционному переустройству общества. (2 балла)

2. Пуришкевич Владимир Митрофанович – политический деятель, черносотенец (2 балл). 2. Монархист, консерватор. (1 балл) 3. Сохранение монархии; неприкосновенность частной собственности, земельной собственности в особенности – неприкосновенность помещичьего землевладения; усиление роли Русской православной церкви; сохранение единой и неделимой России; антисемитизм. (2 балла)

3. Белинский Виссарион Григорьевич – публицист, литературный критик. (2 балла) 2. В начале 1840-х годов разделял позицию западников (либералов), во второй половине 1840-х годов формируются демократические взгляды Белинского В.Г. (1 балл) 3. Единство пути России и Западной Европы; Отрицательное отношение к крепостному праву; неприятие николаевской системы - неограниченной монархии. Гарантии прав личности, отмена телесных наказаний; строгое соблюдение законности. (2 балла)

Могут названы и другие положения.

Задание 4. Заполните пропущенные слова в тексте.

1. В апреле 1612 года в Ярославле под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского из представителей сословий всех уездных городов был создан ______________________________________, который выполнял роль временного правительства в условиях Смуты и опирался на земские власти. Именно ______________________________________ принял решение об освобождении Москвы от польских захватчиков и избрании нового царя на Земском соборе.

2. В ходе первой русской революции император Николай II учредил ______________________________ как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов».

3. Защита основ конституционного строя. основных прав и свобод человека и гражданина. обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства – такие задачи встали перед учрежденным в 1991 г. на V-м Съезде народных депутатов РСФСР _______________________________________ как специализированного органа контроля за соблюдением Основного Закона.

Ответ: Заполните пропущенные слова в тексте. – 6 баллов (2+2+2).

1. Совет всей земли.

2. Государственная дума.

3. Конституционный суд. 8

Часть вторая.

Задание:

Прочитайте предложенный текст. Ответьте на вопросы к нему.

«На Съезде присутствует и ряд делегатов от крестьянских Советов. Полномочия соглашательского ЦИК окончились. Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, Съезд берет власть в свои руки».

1. О каком событии идет речь?

2. В каком году и месяце оно произошло?

3. От лица какой партии составлен этот документ?

4. Назовите минимум по 2 лидера партий, влиявших на ЦИК с «соглашательских» позиций.

5. Укажите, в чем расходились позиции авторов цитируемого документа и «партий-соглашателей» (не менее трех различий).

Ответ: 20 баллов (3+2+2+4+9)

1. II-й Всероссийский Съезд Советов/ Вооруженное восстание в Петрограде/ Октябрьская революция; (3 балла, если первый ответ; если «восстание» - 2 балла, «революция» – 1 балл)

2. Октябрь 1917 года; (2 балла, если только год – 1 балл)

3. РСДРП (б)/ большевики/ партия большевиков; (2 балла)

4. Ю. О. Мартов, А. С. Мартынов, П. Б. Аксельрод, Г. В. Плеханов, Ф. И. Дан, И. Г. Церетели; В. Чернов, Н. Авксентьев, С. Маслов, А. Гоц

(по 1 баллу за правильный ответ; максимум – 4 балла)

5. Поддержка Временного правительства, «революционное оборончество» (кроме меньшевиков-интернационалистов), выступали против вооруженного восстания и др.

(по 3 балла за правильный ответ; максимум – 9 баллов)

Предлагаемые параметры оценки эссе. (40 баллов).

1. Наличие структуры работы – введение, основная часть, выводы (заключение).

2. Во введении – четкая постановка вопросов, проблем, которые предполагает выбранное высказывание.

3. В основной части – логичное изложение ответов на поставленные вопросы.

4. Наличие основных исторических фактов, раскрывающих предложенную тему.

5. Наличие исторической терминологии.

6. Историческая грамотность.

7. Эрудиция – знание различных точек зрения на рассматриваемую проблему.

8. Четкое содержательное заключение (выводы).

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

197
Поделиться: