"Ломоносов". История. 10-11 классы. 1 отборочный тур (1 вариант)

247
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

по истории

10-11 классы

I отборочный тур

Вариант 1

Задание 1. Перед вами три отрывка из исторического источника. Внимательно прочитайте их и ответьте на следующие вопросы. (6 баллов)

1. О каком событии идет речь?

2. Когда оно произошло?

1. Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: "О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя".

2. Крестьяне, следовавшие всюду за казачьими партиями и бдительно несшие аванпостную службу, брали из добычи скот, плохих лошадей, повозки, оружие и одежду пленных. Было до крайности трудно спасать жизнь последних — страшась жестокости крестьян, они являлись толпами и отдавались под покровительство какого-нибудь казака. Часто бывало невозможно избавить их от ярости крестьян, побуждаемых к мщению обращением в пепел их хижин и осквернением их церквей… Между тем Наполеон начал замечать опасность своего положения. Он рассчитывал на мир, а с ним отказывались от всяких переговоров.

3. Его величество, ответив, что проект уже составлен, удалился к себе, где собственноручно исправил заготовленный с утра манифест об отречении в том смысле, что престол передается великому князю Михаилу Александровичу, а не великому князю Алексею Николаевичу. Приказав его переписать, его величество подписал манифест, и, войдя в вагон-салон, в 11 час. 40 мин., передал его Гучкову. Депутаты попросили вставить фразу о присяге конституции нового императора, что тут же было сделано его величеством. Одновременно были собственноручно написаны его величеством указы Правительствующему Сенату о назначении председателем совета министров князя Львова и верховным главнокомандующим Николая Николаевича…

Ключ

Ледовое побоище, 1242 год;

1) Отечественная война, 1812 год;

2) Отречение Николая II, 1917 год.

Задание 2. Рассмотрите схему, прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы. (10 баллов)

Олимпиада Ломоносов

В два часа ночи 27 июня шведская пехота четырьмя колоннами выдвинулась от правого берега реки Ворсклы, за ней следовали шесть конных колонн. К рассвету шведы вышли на поле перед русскими редутами. Князь Меншиков, выстроив своих драгун в боевой порядок, двинулся навстречу шведам, желая встретить их как можно раньше и тем выиграть время для подготовки к бою главных сил. Когда шведы увидели наступавших русских драгун, их конница быстро проскакала в промежутках между колоннами своей пехоты и стремительно бросилась на русскую конницу.

1. О каком событии идет речь? Когда оно произошло? В рамках какой военной кампании оно состоялось?

2. Какую роль в исходе сражения сыграл человек, портрет которого Вы видите?

3. Как изменились границы русского государства в результате войны?

Ключ

1) Полтавская битва. 27 июня (8 июля) 1709 года. Северная война (1700- 1721).

2) Князь А. Меншиков командовал кавалерией, находившейся в авангарде русской армии. Первым принял удар шведской армии, тем самым лишив их возможности использовать фактор внезапности. Сумел сдержать их наступление, дав возможность  

основным силам русских войск подготовиться к бою. В основном сражении командовал кавалерией на левом флаге русских войск. Участвовал в преследовании шведов, заставив капитулировать значительные силы противника.

3) В результате заключения Ништадтского мира (1721 г.) к России были присоединены Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, с городами и крепостями: Ригой, Дюнаминдом, Пернавой, Ревелем, Дерптом, Нарвой, Выборгом, Кексгольмом, с островами Эзель, Даго, Меном.

Задание 3. Перед Вами фотография старинной русской монеты. Рассмотрев ее, ответьте на вопросы. Когда появились такие монеты? Как долго они были в обращении? (10 баллов)

1. Как эти монеты могут быть связаны с событиями, изображенными на картине?

2. Где эти события происходят?

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада Ломоносов

Ключ

1) Эти медные монеты появились в результате денежной реформы Алексея Михайловича в 1654 году. В обращении медные монеты были до 1663 года.

2) На картине изображены события Медного бунта, случившегося в Москве в 1662 году. Основными причинами выступления городских низов были: рост налогов в связи с активной внешней политикой (русско-польской войной 1654-1667 гг.); выпуск медных денег, которые быстро обесценивались; резкий рост цен; массовое изготовление подложных медных монет.

3) Эти события происходят в селе Коломенском. Недовольные посадские люди отправились в село Коломенское – царскую резиденцию – где подали челобитную царю с требованием снизить налоги и цены и наказать виновных. Подоспевшие стрелецкие полки подавили выступление. В схватке погибло около 900 человек, 19 участников повешены, несколько сотен восставших сосланы в дальние города. Медные деньги были отменены.

Задание 4. Внимательно рассмотрите представленное изображение. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какому событию посвящена карикатура? Когда оно произошло?

2. Ниже приведены отрывки из документов, один из которых имеет отношение к изображаемому событию. Укажите его порядковый номер. (4 балла)

Олимпиада Ломоносов

1. Округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск. Россия не будет вмешиваться в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов, а предоставит населению этих округов установить новый строй в согласии с соседними государствами, в особенности с Турцией…

Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии. Восточная граница Эстляндии проходит в общем по реке Нарве. Восточная граница Лифляндии проходит в общем через озеро Чудское и Псковское озеро до его юго-западного угла, потом через Любанское озеро в направлении к Ливенгофу на Западной Двине. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор, пока общественная безопасность не будет там обеспечена собственными учреждениями страны…

2. Обе договаривающиеся стороны, согласно принципа самоопределения народов, признают независимость Украины и Белоруссии, а также соглашаются и постановляют, что восточную границу Полыни, т. е. границу между Россией, Белоруссией и Украиной, с одной стороны, и Польшей — с другой, составляет линия: по реке Зап. Двина от границы России с Латвией до пункта, в котором граница бывшей Виленской губернии сходится с границей бывшей Витебской губернии; далее по границе бывших Виленской и Витебской губерний до дороги, соединяющей д. Дрозды с м. Ореховно, оставляя дорогу и м. Ореховно на стороне Польши…

3. Финляндская Республика выражает согласие сдать в аренду с ежегодной уплатой Советским Союзом восьми миллионов финских марок, сроком на тридцать лет, полуостров Ханко и морскую территорию вокруг него, радиусом в пять миль к югу и востоку и в три мили к северу и западу, и ряд островов, примыкающих к нему, в соответствии с приложенной картой— для создания там военно-морской базы, способной оборонять от агрессии вход в Финский залив; причем в целях охраны морской базы Советскому Союзу предоставляется право содержать там за свой счет необходимое количество наземных и воздушных вооруженных сил.

Ключ

1) Брестский мир, 3 марта 1918 г.

2) 1.

Задание 5. Выберите ошибочное суждение. Укажите его порядковый номер. (3 балла)

1. Право новгородцев - самостоятельно приглашать князя - было закреплено феодальным съездом русских князей в 1196 году.

2. Министерство императорского двора и уделов, созданное в 1866 году, управляла театральной дирекцией казенных театров.

3. Фабрично-заводские комитеты возникли на предприятиях в первые дни Февральской революции 1917 года.

Ключ  

Ответ: «Министерство императорского двора и уделов, созданное в 1866 году, управляла театральной дирекцией казенных театров».

Задание 6. Перед вами диаграммы, показывающие отраслевое распределение промышленности в Центральном промышленном районе в разные периоды истории нашей страны. Укажите, к какому веку относятся каждая из диаграмм. (15 баллов)

Олимпиада Ломоносов

1) Металлообработка; 2) Судостроение; 3) Текстильная; 4) Кожевенная; 5)Машиностроение; 6) Пищевая; 7) Угольная; 8) Химическая; 9) Автомобильная; 10) Энергетическая (гидроэлектростанции); 11) Энергетическая (атомные электростанции); 12) Поташное.

1)XVII век;

2)XVIII век;

3)XX век (XXI век).

Задание 7. Выполните следующие задания. (8 баллов)

1. Рассмотрите архитектурный памятник и определите, в каком веке он был создан.

Олимпиада Ломоносов

2. Ниже приведены изображения архитектурных памятников, созданных в этом же веке. Укажите их.

1.

Олимпиада Ломоносов

2.

Олимпиада Ломоносов

3.

Олимпиада Ломоносов

4.

Олимпиада Ломоносов

Ключ

1) XVII век; 2) 1, 3.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложенный текст. Укажите фамилию полководца, пропущенного в тексте. (3 балла)

Безусловно, талантливым полководцем был и /…/. Он рос в Одессе. Отсюда 16- летним пареньком бежал от тяжелой работы на местного помещика и в 1914 году начал свой жизненный путь в окопах первой мировой войны. Здесь он убедился, что заклятым врагом трудового люда является не только германский кайзер и германский империализм, но и прогнивший российский царизм. По возвращении в 1919 году из Франции, где /…/ находился в составе русских экспедиционных войск, он, не раздумывая, добровольно вступил в ряды Красной Армии и отважно сражался с белогвардейцами.

В 1927 году командир батальона /…/ поступил в Военную академию имени М. В. Фрунзе, которую окончил по первому разряду. Полученные знания пригодились в первой же схватке с фашизмом, когда … под именем «полковника Малино» сражался в рядах добровольцев, защищая республиканскую Испанию. За самоотверженное выполнение интернационального долга он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Ключ

Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский.

Задание 9. Перед Вами выдержка из исследования, автором которого является выдающийся историк А.М. Зайончковский. Ознакомьтесь с ней и выполните следующие задания: (40 баллов)

«Чувствовалось, что спор греческих монахов с францисканцами в Иерусалиме рос с каждым днем и приобретал вид и значение борьбы России с Европой на почве турецкого Востока. “Человеческой судьбе свойственно, — говорит позднейший историк Второй империи, — что небольшие, долго продолжающиеся разногласия глухо подготовляют сердца к обиде и гневу и вдруг разражаются огромной ссорой, которая является внезапно и заставляет забыть все остальное”. Вопрос о Святых местах был лишь прологом к великой исторической драме».

1. О какой «великой исторической драме» идет речь? Укажите её основных участников.

2. Кратко охарактеризуйте систему отношений европейских государств, к которой принадлежала Россия накануне подразумеваемого события.

3. На основании предложенного текста и собственных знаний напишите краткое (максимальный объем 1 страница А-4 12-м шрифтом) эссе об основных причинах подразумеваемой исторической драмы. Само

Ключ

1) Крымская война (1853 – 1856 гг.) Россия, Турция, Франция, Англия.

2) Венская система, сложившаяся после разгрома наполеоновской Франции с целью поддержания стабильного существования Европы и защиты монархий «от посягательств узурпаторов».

3) В первую очередь: Восточный кризис, нарастание противоречий между европейскими державами по поводу «турецкого наследства», колониальные устремления Англии и Франции, их недовольство политическим и военным доминированием России в Европе. Кроме того, нарастание общеевропейского социального кризиса, побуждавшего к активизации внешней политики.

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

247
Поделиться: