"Ломоносов". История. 10-11 классы. 2 отборочный тур (2 вариант)

232
Поделиться:   


 Олимпиада школьников "Ломоносов"

по истории

10-11 классы

II отборочный тур

Вариант 2

Регистрационный вопрос ко 2-му туру.

Ниже приведен перечень исторических личностей. Найдите тех, кто не являлся современником царя Алексея Михайловича.

1. Малюта Скуратов

2. Патриарх Никон

3. Симеон Полоцкий

4. Степан Разин

5. Богдан Хмельницкий

6. Василий Шуйский

7. Афанасий Ордин-Нащокин

8. Архиепископ Феофан Прокопович

9. Протопоп Аввакум

10. Ерофей Хабаров

Ответ:

1. Малюта Скуратов

6. Василий Шуйский

8. Архиепископ Феофан Прокопович

Задание 1. (6 баллов)

1. Едигей же, под личиной старой дружбы, посылает к Василию впереди себя с такими речами: «Да будет тебе известно, Василий, — это царь идет на Витовта мстить за то, что тот учинил твоей земле. Ты же воздай царю честь, и если не сам, то сына своего пошли к царю, или брата, или кого-нибудь из вельмож, ничего не боясь». Так жаждущий крови Едигей хитрил, чтобы против него не собрали даже небольшого войска, а сам в это время неустанно приближался. Когда же посол Едигея пришел на Москву и изрек это, князь и все люди были в недоумении, искренние ли это вести или обман. Поэтому и не собирали воинов, а отпустили к Едигею одного из вельмож, именем Юрия, дав ему дружину: при встрече с неприятелем пусть тут же отошлет ее назад. Но Едигей захватил Юрия и пошел еще быстрее.

2. Редут, атакованный Скобелевым, был двойным редутом на спуске ловчинской дороги к Плевне. Подавшись с войсками своими вперед, Скобелев расположил их по склонам в удобном боевом порядке. Едва только турки с редута открыли огонь, он ответил такою меткою пальбой, пушки его стали обдавать неприятельский редут таким убийственным градом пуль и картечи, что от усиленного действия многие из орудий его стали непригодными к бою. Он очевидно решился все поставить на карту, лишь бы взять тот редут, и если Плевна устояла, то это не его вина. Три часа подряд он выдерживал этот огонь и как раз в ту минуту, когда отражен был вторично приступ Крылова и турецкая пальба немного ослабела, заглушаемая русскими залпами, он порешил, что пора идти на штурм.

3. 28-го Керенский потребовал отмены приказания о движении 3-то конного корпуса на Петроград. Корнилов отказал и, на основании всей создавшейся обстановки придя к выводу, что «правительство окончательно подпало под влияние Совета», решил:

«выступить открыто и, произведя давление на Временное правительство, заставить его: 1. исключить из своего состава тех министров, которые по имеющимся (у него) сведениям были явными предателями Родины; 2. перестроиться так, чтобы стране была гарантирована сильная и твердая власть». Для оказания давления на правительство он решил воспользоваться войсками Крымова, которому 29 августа послано было соответствующее приказание. Итак, жребий брошен — началась открыто междоусобная война.

Ответ:

1. Нашествие Егидея, 1408 год.

2. Бой за Плевну в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.; август 1877 г.

3. Корниловский мятеж; август 1917 г.

Задание 2. Внешняя политика (10 баллов)

Рассмотрите схему, прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идет речь. Ответьте на вопросы.

Олимпиада Ломоносов

«4 мая был критический день: он предвещал успех или неудачу операции Макензена. В этот день корпуса Макензена продолжали наступление с целью достигнуть к вечеру р.Вислока, но они опять не смогли выполнить поставленной им задачи, продвинулись в центре и на левом фланге всего на 5-6 км, и только на правом фланге Сводному корпусу Кнейселя удалось глубоко проникнуть в расположение русских и близко подойти к г.Змигроду. Задержка левого фланга и центра 11-й германской армии была достигнута дорогой ценой: против них были брошены в разных направлениях части подошедшего III Кавказского корпуса; германский Гвардейский корпус начал перегруппировку с целью выделить за свой левый фланг резервы. Ни фронт, ни 3-я армия русских не располагали резервами и главнокомандующий был вынужден согласиться на отвод 3-й армии к р.Вислока. Несмотря на угрожающее положение со стороны Сводного германского корпуса, командования фронтом и армией всё ещё не уяснили себе обстановки, и последнее отводило левый фланг XXIV арм. корпуса на фронт Сводного герм.корпуса. Время для организации контрманевра было упущено»

1. О каком событии идет речь? Когда оно произошло?

2. Какую роль в исходе сражения сыграл человек, портрет которого Вы видите?

Как изменилось государственное устройство России в ходе войны?

Ответ:

1. Горлицкий прорыв. Наступательная операция германо-австрийских войск во время Первой мировой войны, проведённая с 2 мая по 15 мая 1915 г.

2. Иванов Н. И., главнокомандующий Юго-западного фронта в мае 1915 г., генерал от артиллерии. 28 марта Иванов ввиду огромных потерь отдал приказ об остановке наступления. В ходе начавшегося 19 апреля Горлицкого наступления германских и австро-венгерских войск русские войска понесли огромные (до 500 тысяч человек и 350 орудий) потери и вынуждены были оставить Галицию. В ходе Горлицкой операции неоднократно показывал примеры неудовлетворительного руководства войсками и неумение вовремя оценить создавшееся положение и принять верное решение - в частности не принял никаких мер по усилению 3-й армии, против которой наносился немцами главный удар

3. Была свергнута монархия, установилась республика.

Задание 3. (10 баллов)

Перед Вами фотография русской монеты. Рассмотрев ее, ответьте не вопросы.

1. Когда появились такие монеты?

2. Как эти монеты могут быть связаны с событиями, изображенными на картине?

3. Где эти события происходят?

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада Ломоносов

Ответ:

1. Константиновский (Константинов) рубль – монета изготовлена на Петербургском монетном дворе по поручению министра финансов Е. Ф. Канкрина в небольшом количестве во время декабрьского междуцарствия 1825 года.

2. После смерти Александра I считалось, что императором станет Константин Павлович, об отречении которого было известно очень узкому кругу людей. Войска присягнули Константину. 13 (25) декабря 1825 года, когда уже было получено отречение Константина и другие документы, подтверждающие, что императором станет Николай Павлович, была назначена «переприсяга». На следующий день, 14(26) декабря 1825 г. во время «переприсяги» произошло восстание декабристов

3. События, изображенные на картинке, происходят на Сенатской площади в Петербурге. Декабрист Петр Григорьевич Каховский смертельно ранил Героя Отечественной войны 1812 года, Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора, графа Михаила Андреевича Милорадовича.

Задание 4. (4 балла)

Внимательно рассмотрите представленное изображение. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какому событию посвящена карикатура? Когда оно произошло?

2. Ниже приведены отрывки из документов, один из которых имеет отношение к изображаемому событию. Укажите его порядковый номер.

Олимпиада Ломоносов

1. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору.

Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском.

2. Германия, Соединенное Королевство, Франция и Италия согласно уже принципиально достигнутому соглашению относительно уступки Судето-немецкой области договорились о следующих условиях и формах этой уступки, а также о необходимых для этого мероприятиях и объявляют себя в силу этого соглашения ответственными каждая в отдельности за обеспечение мероприятий, необходимых для его выполнения.

1) Эвакуация начинается с 1 октября.

2) Соединенное Королевство, Франция и Италия согласились о том, что эвакуация территории будет закончена к 10 октября, причем не будет произведено никаких разрушений имеющихся сооружений, и что чехословацкое правительство несет ответственность за то, что эвакуация области будет проведена без повреждения указанных сооружений.

3) Формы эвакуации будут установлены в деталях международной комиссией, состоящей из представителей Германии, Соединенного Королевства, Франции, Италии и Чехословакии.

4)

3. Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами Четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии. Россия прекращает всякую агитацию или пропаганду против правительства или общественных учреждений Украинской Народной Республики.

Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии. Восточная граница Эстляндии проходит в общем по реке Нарве. Восточная граница Лифляндии проходит в общем через озеро Чудское и Псковское озеро до его юго-западного угла, потом через Любанское озеро в направлении к Ливенгофу на Западной Двине. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор, пока общественная безопасность не будет там обеспечена собственными учреждениями страны.

1. Заключение Мюнхенского договора в 1938 г.

2. 2.

Задание 5. Выберите ошибочное суждение. Укажите его порядковый номер. (3 балла)

1. Преображенский приказ с конца XVII века стал органом суда и следствия по политическим делам. Приказ также ведал охраной порядка в Москве по организации караулов в Кремле, борьбе с нарушителями.

2. Государственный Совет, созданный в январе 1810 года, был законосовещательным органом на протяжении всего своего существования – до 1917 года.

3. Особые совещания – по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам – высшие правительственные учреждения, были созданы в августе 1915 года.

Ответ:

2. Государственный Совет, созданный в январе 1810 года, был законосовещательным органом на протяжении всего своего существования – до 1917 года.

Задание 6. (15 баллов)

1. Перед вами – карта нашей страны. Определите, к какому веку относится изображение территории России.

2. Ниже перечислены товары экспорта и импорта внешней торговли, относящиеся к разным периодам истории нашей страны. Определите, какой из них относится к тому же веку, что и карта. Укажите его порядковый номер.

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада Ломоносов

Ответ:

1. XIX.

2. 3.

Задание 7. (8 баллов)

Выполните следующие задания.

1. Рассмотрите памятник и определите, в каком веке он был создан.

Олимпиада Ломоносов

2. Ниже приведены изображения архитектурных памятников, созданных в этом же веке, что и скульптура. Укажите их порядковый номер.

Олимпиада Ломоносов

Ответ:

1. XIX.

2. 1, 4.  

Задание 8. Внимательно прочитайте предложенные отрывки из автобиографии известного военного деятеля. Укажите его фамилию. (3 балла)

В августе 1919 г., с разделением Восточного фронта на два направления (сибирское и туркестанское), был назначен командующим армиями Туркестанского фронта (11, 4, 1-я и войска в Туркестане). В течение сентября месяца провел операцию по окружению и уничтожению Южной армии Колчака под командой генерала Белова. В результате операции были восстановлены связи с Туркестаном и обеспечен переход оренбургского казачества на сторону Советской власти.

В течение декабря руководил операциями по ликвидации Уральского фронта, что и закончил в конце декабря со взятием нами гор. Гурьева и занятием берегов Каспийского моря. Оставаясь командующим армиями Туркестанского фронта, был назначен членом комиссии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по делам Туркестана, а также членом комиссии Центрального Комитета РКП по делам Туркестана.

Ответ: Фрунзе

Задание 9.

Перед Вами выдержка из речи народного комиссара иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерина. Ознакомьтесь с ней и выполните следующие задания (40 баллов)

«Приветствуя с удовлетворением эту первую Всеевропейскую конференцию и предложения министра Великобритании о периодическом созыве подобных конференций в будущем, российская делегация считает нужным указать на необходимость расширения этих конференций включением в число их участников представителей всех народов. Установление всеобщего мира должно быть проведено, по нашему мнению, всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов и признания за всеми ими права распоряжаться своей собственной судьбой».

1. На какой международной конференции была произнесена эта речь? Датируйте время проведения этой конференции.

2. Кратко охарактеризуйте причины проведения этой конференции и интересы её основных участников.

3. На основании предложенного текста и собственных знаний напишите краткое (максимальный объем 1 страница А-4 12-м шрифтом) эссе о вопросах, ходе и основных итогах этой конференции. Самостоятельно придумайте заглавие к своему эссе.

Ответ:

1. Генуэзская конференция. 10 апреля – 20 мая 1922 г.

2. Фактически основным вопросом было стремление европейских стран к признанию Советской Россией всех долгов, финансовых обязательств прежних режимов России, принятия ею на себя ответственности за все убытки от действий как советского, так и предшествующих ему правительств или местных властей. Советская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии признания Советской России де-юре и предоставления ей кредитов.

3. Советская делегация внесла предложение о всеобщем разоружении. Вопросы, поднимавшиеся на конференции, разрешены не были. Советская Россия противопоставила требованиям Антанты контрпретензии: возместить убытки от интервенции в сумме 30 млрд. зол. руб. В ходе Генуэзской конференции советскому правительству удалось заключить Рапалльский договор 1922 с Германией. Часть нерешённых вопросов в Генуе была перенесена на Гаагскую конференцию 1922.

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

232
Поделиться: