Подготовка к ЕГЭ в Telegram

🔥 Бонус:
1. Все формулы по Алгебре
2. Речевые клише для Задания №27

"Ломоносов". Обществознание. 5-9 классы. Заключительный этап

4981
Поделиться:   


 Олимпиада школьников "Ломоносов"

по обществознанию

5-9 классы

Заключительный этап

Задание 1. Определите, верны ли нижеприведённые суждения (напишите «верно» или «неверно»), и если нет, исправьте ошибку:

А) Регулирование налогов и расходов государства – это меры монетарной политики государства

Неверно. Исправление: «меры монетарной (либо бюджетно-налоговой политики)

Б) Разновидностями противоправного поведения являются девиантное и делинквентное поведение Верно

В) Защита прав человека является отличительной особенностью консервативной идеологии. Неверно. Исправление: «либеральной идеологии».

Г) Позитивизм – философское направление 18-го века, которое считает надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт. Неверно. Исправление: «19 (либо 19-20) века»

По 1 баллу за каждый правильный ответ и исправление. Если исправление даётся неверно, то 1 балл не ставится. Всего – 4 балла.

Задание 2. Определите социальное явление по указанным признакам.

А) - наказание, равное проступку;

- древнейшее выражение идеи справедливости;

- выражение принципа обязательности и неотвратимости наказания;

Ответ: талион

Б) - падение курса национальной валюты относительно других валют;

- одна из мер, применяемая для управления валютой страны;

Ответ: девальвация

В) - исчезновение различных видов зависимости;

- прекращение действий разных ограничений;

- приобретение полного набора прав и обязанностей;

Ответ: эмансипация

По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего – 6 баллов.

Задание 3. Определите известных обществоведов по указанным признакам:

А) - Австрийский и американский экономист, автор капитального труда «История экономического анализа».

- Главной движущей силой экономики считал предпринимательский талант, благодаря которому появляются новаторские идеи.

- Автор классификации теорий экономических циклов.

Ответ: Й. Шумпетер.

Б) Французский социолог, видевший главную причину общественного прогресса в разделении труда.

Ответ: Э. Дюркгейм.

По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего – 4 балла.

Задание 4. Напишите рядом с указанными обществоведческими терминами имена мыслителей, которые либо являются их авторами, либо придали им точное значение.

Философия общего дела: Н.Ф. Фёдоров.

Циркуляция элит: В. Парето.

Благородный муж: Конфуций.

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего – 3 балла

Задание 5. По указанным ниже признакам (афоризмам) определите профессию (X):

- Х — вместилище эмоций, которые приходят отовсюду: с небес, от земли, от шуршания бумаги, от мимолетных форм, от паутины.

- Достоинство Х заключается в его обязанности по поддержанию пробудить чувство удивления в мире.

- Два качества необходимы Х: чувство нравственности и чувство перспективы.

Ответ: художник

3 балла за правильный ответ

Задание 6. В левой колонке таблицы приведены обществоведческие термины. Внесите в следующие колонки другие обществоведческие понятия, которые являются, соответственно, синонимами, антонимами и паронимами к указанным терминам.

Обществоведческий

термин

Синоним

Антоним

Пароним

 

Интеграция

Объединение

Дифференциация

Ирригация

Стагнация

застой (депрессия)

развитие (оживление)

стагфляция

Рецессия

спад

подъём

репрессия

По 1 баллу за каждое правильное слово. Всего – 9 баллов.

Задание 7. Прочитайте текст и определите, к какой разновидности мифов относится эта история:

На горах Большой Равнины, на вершине Красных Камней,

там стоял Владыка Жизни, Гитчи Манито могучий, и с вершины Красных Камней

созывал к себе народы, созывал людей отвсюду.

От следов его струилась, трепетала в блеске утра речка,

в пропасти срываясь, Ишкудой, огнем, сверкая.

И перстом Владыка Жизни начертал ей по долине

путь Излучистый, сказавши: «Вот твой путь отныне будет!»

От утеса взявши камень, он слепил из камня трубку и на ней фигуры сделал.

Над рекою, у прибрежья, на чубук Тростинку вырвал,

всю в зеленых, длинных листьях; трубку он набил корою,

красной ивовой Корою, и дохнул на лес соседний, от дыханья ветви шумно закачались

и, столкнувшись, ярким пламенем зажглися; и, на горных высях стоя,

закурил Владыка Жизни трубку Мира, Созывая все народы к совещанью.

Ответ: этиологический миф.

С какими иными разновидностями мифа Вы знакомы? Укажите не менее трёх названий и объясните, что они означают.

Могут быть указаны следующие разновидности.

Космогонические – о происхождении космоса (Вселенной).

Теогонические – о происхождении богов.

Антропогонические – о происхождении человека.

Зооантропоморфные (тотемические) – о животных-прародителях рода, либо символизирующих действие каких-либо сил.

Героические – о подвигах великих личностей.

Календарные – о причине смены времён года, дня и ночи.

Астральные – о происхождении и сакральном смысле каких-либо небесных тел, явлений, созвездий.

Политические – устойчивые стереотипы (предубеждения) о политической жизни, заложенные в массовом сознании.

За верный ответ «этиологический миф» – 2 балла.

За указание каждой правильной разновидности мифов и верное пояснение – по 1 баллу. Без объяснения балл не ставится.

Всего за задание – 5 баллов.

Задание 8. Ниже приводится описание всемирно известного живописного шедевра. Внимательно изучите этот текст и выполните к нему задания.

Этой картине, находящейся в Эрмитаже, свойственны монументальная форма, повышенный драматизм действия, бурное движение, активность света и тени. Художника привлекали образы, наполненные героизмом и при этом драматизмом. Он предпочитал построения, создающие внешний эффект. Живописец умело играет контрастами света и тени, использует резкие ракурсы для выражения главной идеи картины. Художник использует язык барокко в мифологических и библейских сюжетах — там, где остается верен традиционной трактовке мифа или легенды, и там, где традиции рвутся им решительно и окончательно.

Моментальность происходящего подчеркнута падающим из рук героя кинжалом, стремительным полетом ангела, резким поворотом головы, выражением внезапного испуга и удивления на его лице. Развевающиеся складки плаща и растрепанные пряди волос, беспокойные вспышки света, динамичные линии контуров и подвижные пятна цвета — синего, желтого и зеленого — создают напряженность и впечатление повышенного драматизма. Мы видим, как герой обернулся к ангелу. Именно он останавливает руку в тот самый момент, когда кинжал уже занесен. Орудие несовершенного убийства безвольно падает. Но, несмотря на весь ужас происходящего, композиция в целом решена как красивое и нарядное театральное зрелище. Эффект достоверности события разрушен барочным началом, но достигнута не менее важная цель — разительная сила эмоционального воздействия.

А) Напишите название живописного произведения: Жертвоприношение Авраама

Б) Укажите его автора: Рембрандт

В) Укажите время создания шедевра (век) XVII век (1635 г.)

Г) Кратко перескажите мифологический сюжет, который вдохновил художника на это произведение:

Бог даровал престарелым Аврааму и Саре единственного сына Исаака. Но однажды Бог приказал Аврааму доказать свою преданность и принести Исаака в жертву. Местом жертвоприношения была указана гора в земле Мориа. Авраам послушался и через три дня пути пришёл к назначенному месту. Положив Исаака на устроенный жертвенник, Авраам уже занёс нож, но в последний момент его остановил ангел. В награду за верность Бог пообещал Аврааму многочисленных потомков и процветание рода.

За правильно угаданное название (А) – 3 балла,

за правильно угаданного автора (Б) – 3 балла,

за правильное указание века (В) – 3 балла,

за верный пересказ сюжета (Г) – до 7 баллов. 2 балла – за правильное указание имён Авраам и Исаак, 2 балла – за упоминание жертвоприношения, до 3 баллов за упоминание отношений Бога и Авраама (завет библейского патриарха и Господа, требование Бога, обещание награды Аврааму за верность).

Всего – 16 баллов

Задание 9. Ниже приводится информация об одной из острых социальных проблем. Внимательно прочитайте текст и, опираясь на материал школьного курса обществознания, напишите эссе, где будет предложен проект решения данной проблемы. Проект должен включать в себя экономические, политические, правовые и социо-культурные меры, которые, на Ваш взгляд, будут способствовать успешному решению.

Эссе должно быть построено по следующему плану:

1) В чём заключается опасность этой проблемы для общества?

2) Указание причин, которые, на Ваш взгляд, приводят к появлению и обострению этой проблемы.

3) Возможные экономические меры для её решения.

4) Возможные политические меры для её решения.

5) Возможные правовые меры для её решения.

6) Возможные социальные и культурные меры для её решения.

Семейное насилие, к сожалению, достаточно распространенное явление во всем мире. Полагать, что оно встречается только в неблагополучных семьях, значит бессознательно отгораживаться от проблемы, делая вид, что с вами-то этого точно не случится. На самом же деле насилие распространено во всех социальных группах, вне зависимости от уровня дохода семьи, образования или статуса в обществе. Разница между конфликтом и насилием в наличии реальной причины в конфликте и отсутствием ее в акте насилия. Насильник зачастую объясняет свое жестокое поведение надуманными им причинами, хотя на самом деле все упирается в установление власти над другим человеком. Отличительной чертой насилия является цикличность и интенсивность происходящего и серьезность его последствий. Насилие это тщательно выстроенная система установления власти и контроля, направленная на подавление личности другого человека. Женщины, подвергающиеся домашнему насилию, живут в постоянном страхе и стрессе, что приводит к потере уверенности, формированию низкой самооценки, различным недомоганиям: головным болям, бессоннице, болям в спине и др.

Часто домашнее насилие ассоциируется исключительно с физическими воздействиями, но в действительности охватывает значительно больший круг явлений, в первую очередь – эмоционального порядка. Сюда входят ситуации регулярного оскорбления и унижения, непрерывной критики, ограничения личной свободы, лишение человека возможности распоряжаться необходимыми вещами, внушение ему чувства вины, манипуляция внутрисемейными отношениями, побои, насильственные сексуальные контакты.

Психологи сходятся во мнении, что целью насилия чаще всего является контроль или попытки его установления над поведением и чувствами другого человека, а также выражение очень сложных негативных неконтролируемых комплексов, владеющих насильником.

Насилие в семье опасно тем, что противостоять ему особенно трудно, а бежать зачастую совсем некуда. Отношения людей, которые должны были быть выстроены на любви и доверии, оказываются искажены. Вдвойне это тяжело для детей: в ситуации абьюза происходит лишение человека базового чувства безопасности, подрывается его способность доверять миру. Кем бы ни был человек, насилие отражается на всей его жизни в целом. Не бывает насильников, наносящих урон своей жертве только в чем-то одном: сам факт свершившегося насилия оставляет отпечаток на всей личности жертвы.

Домашнее насилие не имеет социальных границ. Это случается во всех социальных группах независимо от уровня образования и доходов. Опыт работы «телефонов доверия» показывает, что насильниками могут быть и ученые, и бизнесмены, и рабочие, и служащие, и бедные, и богатые. Отмечено, что чем выше образовательный уровень насильника, тем насилие более изощренно.

Критерии оценки творческого задания:

1) Обоснование опасности этой социальной проблемы для общества – до 5 баллов.

2) Указание причин, которые приводят к появлению и обострению этой социальной проблемы – до 5 баллов.

3) Возможные экономические меры для решения социальной проблемы – до 5 баллов.

4) Возможные политические меры для решения социальной проблемы – до 5 баллов.

5) Возможные правовые меры для решения социальной проблемы – до 5 баллов.

6) Возможные социальные и культурные меры для решения социальной проблемы – до 5 баллов.

7) Обществоведческая грамотность, владение материалом школьного курса обществознания, корректность используемых понятий – до 10 баллов.

8) Логичность изложения, аргументированность, умение приводить примеры из жизни общества – до 10 баллов.

Максимальная оценка за задание 9 – 50 баллов.

Траектория правильного ответа:

Насилие – это ситуация, когда с человеком делают то, что он не хочет, чтобы с ним делали. Домашнее насилие опасно тем, что тот круг, от которого человек ищет поддержки, травмирует и унижает его. Отсюда рождается недоверие к миру, социофобия. Домашнее насилие, как правило, порождает насилие в более широком социальном кругу. Ребёнок, познав такую разновидность отношений, начинает считать её допустимой в коммуникации с другими людьми. Ещё одна опасность домашнего насилия заключается в том, что ему подвергают беззащитных людей, которые от этого становятся ещё более беззащитными. Как правило, социальные институты снисходительно относятся к такому роду насилия, нередко считая его в порядке вещей. Из-за этого жертвами домашнего насилия, погибшими и покалеченными, становится множество людей.

Причины увеличения случаев домашнего насилия – снижение уровня жизни, ухудшение обстановки в обществе, его криминализация и дегуманизация. Также свою роль играют безнаказанность домашних грубиянов, отказ общества приходить на помощь жертвам.

Экономические меры:

- общее развитие деловой активности, повышение уровня жизни;

- борьба с безработицей, увеличение занятости;

- финансирование программ поддержки семьи, защиты материнства и детства.

Политические меры:

- семья, её благополучие, устойчивое положение, защита её прав, а также прав материнства, отцовства, детства должны стать одним из главных приоритетов внутренней политики государства. Создание атмосферы «нулевой толерантности» к домашнему насилию;

- меры, направленные на снижение общего уровня агрессии в обществе; информационная кампания в защиту жертв домашнего насилия и осуждающая все его формы.

Правовые меры:

- профилактика «бытовых преступлений»; создание базы данных «рецидивистов»;

- принятие законов, предусматривающих ответственность (административную или уголовную) за домашнее насилие; создание особой подотрасли права, регулирующей эту сферу;

- внесение изменений в семейное законодательство, позволяющих защитить жертв домашнего насилия.

Социальные и культурные меры:

- оказание помощи жертвам домашнего насилия специальными службами; создание центров консультирования, работа социальных и семейных психологов;

- адресная помощь семьям, находящимся в «зоне риска», улучшение их жизненных условий, создание эффективной службы социальных работников;

- создание образовательных программ, объясняющих проблему домашнего насилия и способов его предотвращения, а также обучающих пособий, сайтов, телевизионных программ, посвящённых этим вопросам;

- программы реабилитации жертв и субъектов домашнего насилия, а также программ борьбы с социальными пороками, которые приводят к домашнему насилию.

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

4981
Поделиться: