"Ломоносов". Русский язык. 10-11 классы. Отборочный этап, II тур

287
Поделиться:   


Русский язык. 10-11 классы

Отборочный этап, II тур

Задания 2016-2017 гг.

Задания с выбором ответа (правильные ответы выделены цветом)

1. Какое (какие) из перечисленных значений может иметь буква «ё» в составе русского слова?

Выберите один или несколько ответов.

a. Буква «ё» может обозначать звуки [й’] и [ó].

b. Буква «ё» может обозначать звуки [й’] и [о].

c. Буква «ё» может обозначать звук [ó] и мягкость предшествующего согласного звука.

d. Буква «ё» может обозначать звук [о] и мягкость предшествующего согласного звука.

e. Буква «ё» может обозначать звук [ó].

 

2. В какой паре (в каких парах) слова не различаются по значению?

Выберите один или несколько ответов.

a. Лифтовый – лифтовой;

b. первоочередный – первоочередной;

c. переносный – переносной;

d. складный – складной.

e. Смысловые различия между словами есть во всех парах.

 

3. Какое предложение (какие предложения) допускают более одной интерпретации, связанной с глаголом встретить?

Выберите один или несколько ответов.

a. Бабушка встретила подругу, с которой не виделась несколько лет.

b. Этим летом, загорая на пляже, я Аню встретила – оказывается, она теперь в Сочи живет.

c. В аэропорту Ольга встретила делегацию японцев, прилетевших в Москву на конгресс.

d. Представляешь, сейчас в автобусе встретила актрису, которая в «Склифе» играла!

e. Все предложения имеют только одну интерпретацию.

 

4. Как нужно закончить предложение В русском языке есть слова…, чтобы оно содержало правильное утверждение?

Выберите один или несколько ответов.

a. …без окончания.

b. …без основы.

c. …с основой, состоящей из двух частей, между которыми стоит окончание, единственное в данном слове.

d. …с тремя окончаниями.

e. Ни один из вариантов не является правильным.

 

5. В каком (в каких) из приведенных слов буквосочетание ей обозначает отдельную часть слова?

Выберите один ответ или несколько ответов.

a. Взашей;

b. лицей; c. (клубок) змей;

d. (приходи) скорей.

e. Буквосочетание ей не обозначает отдельную часть слова ни в одном из приведенных слов.

 

6. Какое предложение (какие предложения) допускают более одной интерпретации, связанной с наречием редко?

Выберите один или несколько ответов.

a. Дипломаты редко дают однозначные ответы.

b. Волки редко поддаются приручению.

c. В средние века люди редко доживали до старости.

d. Садовые лестницы редко имеют декоративное предназначение.

e. Все предложения имеют только одну интерпретацию.

 

7. У какого (у каких) из слов хотя бы одна из форм полностью совпадает с какой-либо формой слова, относящегося к другой части речи?

Выберите один или несколько ответов.

a. Брести;

b. звать;

c. ловить;

d. рвать.

e. У всех приведенных слов ни одна из форм не совпадает с формой другой части речи.

 

8. Среди слов какой (каких) из приведенных частей речи нет таких, которые имеют дефисное написание?

Выберите один или несколько ответов.

a. Прилагательные;

b. местоимения;

c. наречия;

d. предлоги.

e. Во всех приведенных частях речи есть такие слова, которые имеют дефисное написание.

 

9. В каком из перечисленных предложений выделенная форма глагола употребляется не так, как в остальных?

Выберите один ответ.

a. Прошу всех встать!

b. Расскажи она об этом подробнее, ни у кого бы не возникло вопросов.

c. Закрыл бы ты окно!

d. А он возьми да опоздай на поезд!

e. Во всех перечисленных предложениях выделенные формы глагола употребляются одинаково.

 

10. В каком предложении местоимение себя выполняет не такую же синтаксическую функцию, как в остальных?

Выберите один ответ.

a. Больной пришел в себя после операции.

b. Если что-то понадобится, я буду у себя.

c. Бригадир вышел из себя и закричал на рабочих.

d. Отец был вне себя от ярости.

e. Во всех предложениях местоимение себя выполняет одну и ту же синтаксическую функцию.

 

11. Какое предложение из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» отличается от остальных по признаку двусоставности/односоставности?

Выберите один ответ.

a. Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

b. Всё отвергал: законы! совесть! веру!

c. На всех московских есть особый отпечаток.

d. И славно пишет, переводит.

e. Все приведенные предложения не отличаются друг от друга по признаку двусоставности/односоставности.

 

12. Какое (какие) из приведенных сложных предложений имеет (имеют) одинаковые придаточные?

Выберите один или несколько ответов.

a. Саша так устал, что сразу же лег спать, так что в гости мы пошли без него.

b. Сколько я ни пытался, я так и не смог сосчитать, сколько человек пришло на собрание.

c. На замечание, что перед едой надо мыть руки, мальчик ответил, что вымыл.

d. Он бежал намного быстрее, чем бегал раньше, словно за ним кто-то гнался.

e. Сложных предложений с одинаковыми придаточными среди приведенных нет.

 

13. В каком предложении смысловая функция обстоятельства места не такая, как в остальных?

Выберите один ответ.

a. Опытный фотограф углядел маленькое пятнышко в самом углу снимка.

b. Прибор зафиксировал неопознанный объект в небе над городом.

c. Я заметил конверт в правом ящике стола.

d. Мы услышали крики в соседней комнате.

e. Во всех приведенных предложениях обстоятельства места выполняют одну и ту же смысловую функцию.

 

14. Какая (какие) из последовательностей знаков препинания невозможна (невозможны) в русском тексте? (Знаки должны идти друг за другом в указанном порядке.)

Выберите один или несколько ответов.

a. Кавычки и вопросительный знак;

b. вопросительный знак и кавычки;

c. кавычки и двоеточие;

d. двоеточие и кавычки.

e. Все перечисленные последовательности знаков возможны.

Задание с развернутым ответом

15. В русских говорах встречаются слова: двойнишок, ветоша, долгушка, коромысло, полудёнок, поточник, стрекунец, шоркотуха.

Ниже приведены значения этих слов в произвольном порядке.

Желоб; кузнечик; один из близнецов; печная задвижка; протяжная песня; прошлогодняя трава; стрекоза; южный ветер.

Соотнесите слова и их значения. КРАТКО поясните свой выбор.

Ответ

Для того чтобы соотнести слова и их значения, следует обратить внимание на то, что данные слова представляют собой мотивированные названия объектов, отражающие какой-либо из их существенных признаков. Поэтому для правильного ответа на вопрос надо попытаться найти однокоренное слово, называющее существенный признак данного объекта.

слово

значение

краткое пояснение

двойнишок

один из близнецов

двойнишок – один из двойни

ветоша

прошлогодняя трава

ветоша – старая, ветхая трава

долгушка

протяжная песня

долгушка – песня, звучащая долго

коромысло

стрекоза

коромысло – стрекоза, которая по своей форме напоминает коромысло

полудёнок

южный ветер

полудёнок – южный ветер, потому что в полдень солнце на юге

поточник

желоб

поточник – желоб, по которому текут потоки воды

стрекунец

кузнечик

1) стрекунец – кузнечик, который стрекочет, издает характерный звук 2) стрекунец – от глагола стрекать (диал.) – «прыгать»

шоркотуха

печная задвижка

шоркотуха – печная задвижка, которая трется, «шоркает», издает характерный звук, когда ее задвигают

 

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

287
Поделиться: