Подготовка к ЕГЭ в Telegram

🔥 Бонус:
1. Все формулы по Алгебре
2. Речевые клише для Задания №27

"Ломоносов". Русский язык. 7-9 классы. Отборочный этап

7219
Поделиться:   


Русский язык. 7-9 классы

Отборочный этап

Задания 2016-2017 гг.

 

Задания с выбором ответа

(правильные ответы выделены цветом)

1. Какой (какие) из перечисленных звуков может обозначать буква «я» в предударных слогах общеупотребительных знаменательных слов?

Выберите один или несколько ответов.

a. [й’а];

b. [а];

c. [й’и];

d. [и].

e. Буква «я» не может обозначать ни один из перечисленных звуков.

 

2. Какое из приведенных названий специализации художника обозначает ее не по такому же признаку, как все остальные?

Выберите один ответ.

а. Акварелист;

b. иконописец;

c. карикатурист;

d. портретист.

 e. Все слова обозначают специализацию художника по одному и тому же признаку.

 

3. Какое (какие) из приведенных слов построено (построены) по схеме «приставка-кореньсуффикс-окончание»?

Выберите один или несколько ответов.

a. Заводской;

b. забывчивый;

c. недоработка;

d. присоединю.

e. Ни одно из слов не строится по схеме «приставка-корень-суффикс-окончание».

 

4. В какой из приведенных пар смысловые отношения между словами не такие, как в остальных?

Выберите один ответ.

a. Актер – актерство;

b. генерал – генералитет;

c. клиент – клиентура;

d. офицер – офицерство.

e. Во всех приведенных парах смысловые отношения между словами одинаковые.

 

5. В каком (в каких) из приведенных слов два окончания?

Выберите один или несколько ответов.

a. Двадцатипятилетний;

b. пятиметровый;

c. семьдесят;

d. шестнадцатый.

 e. Слов с двумя окончаниями среди приведенных нет.

 

6. В каком из приведенных словосочетаний смысловые отношения между глаголом и существительным в форме творительного падежа не такие, как в остальных?

Выберите один ответ.

a. Вытереть пыль тряпкой;

b. начертить круг мелом;

c. открыть дверь ключом;

d. почистить ботинки щеткой.

e. Во всех приведенных словосочетаниях смысловые отношения между глаголом и существительным в форме творительного падежа одинаковые.

 

7. В каком (каких) из приведенных предложений -о в слове весело является окончанием?

Выберите один или несколько ответов.

a. Всё было весело и непринужденно.

b. Он танцевал весело и непринужденно.

c. Танцевать было весело.

d. Это было весело.

e. Ни в одном из приведенных предложений -о в слове весело не является окончанием.

 

8. В каком (в каких) из приведенных предложений глагол употребляется в форме прошедшего времени?

Выберите один или несколько ответов.

a. Выходим мы вчера во двор, а там снег!

b. Лучше бы ты остался дома!

c. Тут она как закричит на всю улицу!

d. Чтобы через пять минут вас здесь не было!

e. Ни в одном из приведенных предложений нет глагола в форме прошедшего времени.

 

9. Для какого (каких) из приведенных рядов существительных верно следующее утверждение: «Какой бы падеж мы ни взяли, окончания в этом падеже у всех слов ряда будут одинаковыми»?

Выберите один или несколько ответов.

a. Грамотей, лицей, мавзолей;

b. диспетчерская, заведующая, приемная;

c. индекс, суффикс, сфинкс;

d. искусница, лестница, поясница.

e. Данное утверждение неверно ни для какого из приведенных рядов существительных.

 

10. Форма множественного числа существительного чаще всего указывает на то, что предметов, названных этим существительным, больше одного, именно на это и больше ни на что. Какое (какие) из выделенных слов в приведенных предложениях может (могут) служить иллюстрацией этого утверждения?

Выберите один или несколько ответов.

a. В горах выпал снег.

b. Он тщательно почистил зубы и умылся.

c. Бабушка испекла пирожки с капустой.

d. Скачки на приз мэра состоятся в начале августа.

e. Ни одно из выделенных слов не может служить иллюстрацией данного утверждения.

Задание с развернутым ответом

11. Лингвисты установили, что в древнерусском языке место ударения в словах, их формах и – шире – в так называемых фонетических словах, то есть в группах морфем, объединенных общим ударением, определялось строгими правилами, а каждая часть слова (морфема) имела определенную характеристику (акцентную маркировку).

Морфемы, влиявшие на место ударения в словоформе, имели плюсовую маркировку и относились к одному из двух типов:

а) самоударные, которые способны сами нести ударение, и

б) правоударные, которые требовали сдвига ударения на следующий за этой морфемой слог.

Морфемы, имевшие минусовую маркировку, никак не влияли на выбор места ударения. Основные правила выбора места ударения в словоформе, состоящей из нескольких морфем, были таковы:

а) если словоформа состоит только из морфем, имеющих минусовую маркировку, ударение падает на первый слог;

б) если в словоформе одна морфема, имеющая плюсовую маркировку, то она определяет место ударения; в) если в словоформе несколько морфем, имеющих плюсовую маркировку, то место ударения определяется самой первой из них.

 

Определите маркировки всех морфем в фонетических словах, в которых проставлено ударение, соответствующее древнерусскому (ударный гласный обозначен заглавной буквой):

нА слово, нА руку, на плечО.

Свое решение объясните.

В каких из приведенных сочетаний в современном русском языке место ударения может быть и другим? Каким именно? Если возможно, сформулируйте условия выбора места ударения в этих случаях. (В своем ответе ударный гласный обозначайте заглавной буквой, как это сделано в тексте задания.)

Ответ

 1) Начальная морфема фонетического слова может быть ударной в двух случаях:

а) если она самоударная – и тогда она должна быть ударной во всех словах, в которых она является начальной;

б) если она имеет минусовую маркировку и все остальные морфемы имеют такую же маркировку; если хотя бы одна последующая морфема имеет плюсовую маркировку, то ударение будет падать или на нее (при ее самоударности) или на следующий слог (при ее правоударности).

 

Морфема на ударна в двух приведенных фонетических словах (нА слово, нА руку) и безударна в одном (на плечО), что возможно только если она имеет минусовую маркировку.

Следовательно, морфемы слов-, -о, рук- и также имеют минусовую маркировку. Тем не менее в фонетическом слове на плечО ударение падает на минусовую морфему , что возможно, если этого требует предыдущая морфема, следовательно, морфема плеч является правоударной.

 

2) В современном русском языке место ударения может быть другим в сочетаниях на слово и на руку.

В сочетании на слово почти всегда представлено ударение на слОво (например, Разве можно обижаться на слово «дочка»?); ударение нА слово встречается только во фразеологическом обороте верить нА слово.

В сочетании на руку ударение нА руку представлено во фразеологизме быть кому-либо нА руку; в сочетаниях надеть на руку, взять на руку встречаются оба варианта (надеть на рУку, взять на рУку и надеть нА руку, взять нА руку), в остальных случаях ударение обычно на рУку (взглянуть на рУку).

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

7219
Поделиться: