Студенты глубоко изучают структуру, функционирование и развитие языка, исследуя его фонетические, грамматические и семантические аспекты. В ходе обучения особое внимание уделяется использованию современных технологий для анализа, моделирования и автоматизированной обработки языковых данных. Выпускники программы получают всестороннее понимание языка как сложной когнитивной системы и осваивают инструменты, необходимые для его изучения и практического применения в таких областях, как машинный перевод, информационный поиск, обработка естественного языка и интеллектуальный анализ текстов. Программа направлена на подготовку специалистов, способных эффективно применять лингвистические знания в междисциплинарных исследованиях и разработках.
Примерные направления специализированных курсов программы обучения:
- Информатизация современного общества: Основные понятия информатики, виды и методы коммуникации, источники информации. Роль естественного языка и текстов в массовой коммуникации и информатике. Потребители информации и современные возможности коммуникации и вычислительной техники в распространении информации.
- Лингвистические основы информатики: Обработка слов, словосочетаний, предложений и анализ связного текста. Разные уровни языка в автоматической обработке.
- Восприятие устной речи: Проблема ввода речевой информации в компьютер. Связь разных уровней языка в распознавании языковых знаков автоматом. Исправление искажений устного и письменного ввода речи.
- Лингвистический алгоритм: Языковой знак в системе автоматической обработки текста. Нечеткие лингвистические множества.
- Автоматический морфологический анализ: Связь алгоритма анализа со словарем. Морфологический анализ с использованием основ и словоформ, метод логического умножения.
- Машинные словари и банки терминологических данных: Информация о лексических единицах машинного словаря. Объем словарной информации и связь между алгоритмом анализа и словарем.
- Специальные виды машинных словарей: Контекстологический словарь для алгоритмического разрешения лексической многозначности.
- Терминология, терминоведение и терминография: Роль термина в современном языке, связь термина и словарного состава естественного языка. Источники пополнения словарного состава.
- Диахроническое развитие терминологии: Связь терминологии с общеупотребительными словами.
- Современные информационные системы: Основные понятия информационного поиска, анализ, хранение и воспроизведение информации. Дескриптор, ключевое слово и словарь-тезаурус. Принципы организации терминологической лексики.
- Информационно-поисковый язык: Словарный состав информационного языка, основные требования. Грамматика информационно-поискового языка (ИПЯ), поисковый образ, поисковое предписание и принципы координатного индексирования.
- Машинный перевод: Современное состояние теории и практики машинного перевода, действующие системы и его значение для языкознания, прикладной лингвистики, информационного обмена и преодоления языковых барьеров.
- Проблемы обучения языку с помощью компьютера: Лингвистическая проблематика компьютерного обучения. Дистанционное обучение. Роль человека и машины в освоении знаний и контроле за обучением.
- Перспективы развития теории и практики компьютерной лингвистики: Связь между компьютерной лингвистикой и другими областями науки о языке.
Преимущества обучения по направлению «Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Л4)» в МГТУ им. Н.Э. Баумана:
Образовательная программа реализуется на кафедре Л4, специализирующейся на романо-германских языках.