"Ломоносов". История. 10-11 классы. 2 отборочный тур (3 вариант)

205
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

по истории

10-11 классы

II отборочный тур

Вариант 3

Регистрационный вопрос ко 2-му туру.

Ниже приведен перечень исторических личностей. Найдите тех, кто не являлся современником царя Алексея Михайловича.

1. Малюта Скуратов

2. Патриарх Никон

3. Симеон Полоцкий

4. Степан Разин

5. Богдан Хмельницкий

6. Василий Шуйский

7. Афанасий Ордин-Нащокин

8. Архиепископ Феофан Прокопович

9. Протопоп Аввакум

10. Ерофей Хабаров

Ответ:

1. Малюта Скуратов

6. Василий Шуйский

8. Архиепископ Феофан Прокопович

Задание 1. (6 баллов)

1. Но Едигей захватил Юрия и пошел еще быстрее.

А на Москве от Юрия ждали вестей. Но вскоре кто-то, прискакав, поведал, что враг уже вблизи города. Не успел Василий собрать и небольшой дружины, как город был осажден; он оставил в нем своего дядю, князя Владимира, брата — князя Андрея, и воевод, а сам с княгинею и с детьми уехал в Кострому. И город пришел в страшное смятение. И побежали люди, забывая и об имуществе, и обо всем на свете. И поднялась в людях злоба, и начались грабежи.

4. Сабля Скобелева была переломлена надвое. Минуту спустя, именно, когда он хотел перескочить через ров, конь его и он сам упали; конь погиб, Скобелев остался цел. С радостным возгласом он вскочил на ноги; войска же его с диким оглушительном криком ринувшись через ров, мимо шанцев и контршанцев, через бруствер, прорвалась в редут, как ураган. Штыки скоро управились с тем, что оставалось от турок. Радостный оклик известил, что редут был взят, и что наконец один из оплотов Плевны достался в руки наших войск. Насмотревшись на пальбу турок из-за валов и окопов, нельзя было не прийти к убеждению, что такого огня не перебить ни стрелами, ни кровью, чему и служит подтверждением крыловский промах. Скобелев доказал противное, но ценою каких жестоких жертв!

5. Керенский приказал вступить в верховное командование последовательно начальнику штаба Верховного, генералу Лукомскому, затем главнокомандующему Северным фронтом генералу Клембовскому. Оба отказались: первый — бросив обвинение Керенскому в провокации, второй — «не чувствуя в себе ни достаточно сил, ни достаточно уменья для предстоящей тяжелой работы»... Генерал Корнилов придя к убеждению, что «правительство снова подпало под влияние безответственных организаций и, отказываясь от твердого проведения в жизнь (его) программы оздоровления армии, решило устранить (его), как главного инициатора указанных мер, — решил не подчиниться и должности не сдавать.

27-го в Ставку начали поступать Петроградские воззвания, и Корнилов, глубоко оскорбленный их внешней формой и внутренней неправдой, ответил со своей стороны рядом горячих воззвании к народу, армии, казакам. В них, описывая исторический ход событий, свои намерения и «великую провокацию», он клялся довести страну до Учредительного собрания.

Ответ:

1. Нашествие Егидея, 1408 год.

2. Бой за Плевну в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.; август 1877 г.

3. Корниловский мятеж; август 1917 г.

Задание 2. Внешняя политика (10 баллов)

Рассмотрите схему, прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идет речь. Ответьте на вопросы.

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада Ломоносов

В резерве главнокомандующего оставались 3 пех. дивизии, разбросанные за правым и левым флангами фронта, и V сибирский корпус, перекидываемый еще по железной дороге.

… весь Юго-западный фронт начинал артиллерийскую подготовку 1 июня, а 4 июня наступала вся пехота, конная масса должна сделать свой прорыв на 2 дня позднее. Таким образом, на главном операционном направлении Юго-западного фронта на

Львов группировка сил была слабая, более сильный кулак сосредоточен на Владимиро- волынском направлении для облегчения намеченного главного удара Западного фронта… Позиции австрийцев, которые приходилось прорывать русским войскам на всех участках, состояли из 2, а местами из 3 линий укрепленных полос. Первая укрепленная полоса обычно состояла из 3 линий окопов, перед которыми имелось до 16 рядов проволочных заграждений.

2. О каком событии идет речь? Когда оно произошло?

3. Какую роль в исходе сражения сыграл человек, портрет которого Вы видите?

4. Как изменилось государственное устройство России в ходе войны?

Ответ:

1. Брусиловский прорыв – фронтовая наступательная операция Юго- Западного фронта Русской армии под командованием генерала А. А.Брусилова во время Первой мировой войны, проведённая 22 мая – 7 сентября (по старому стилю) 1916 г.

2. Брусилов А. А. С 17 марта 1916 года – главнокомандующий Юго- Западного фронтом. В результате Брусиловского прорыва Юго- Западный фронт нанёс поражение австро-венгерской армии, фронты при этом продвинулись от 80 до 120 км вглубь территории противника. Войска Брусилова заняли почти всю Волынь, почти всю Буковину и часть Галиции.

3. Была свергнута монархия, установилась республика.

Задание 3. (10 баллов)

Перед Вами фотография русской монеты. Рассмотрев ее, ответьте не вопросы.

1. Когда появились такие монеты?

2. Как эти монеты могут быть связаны с событиями, изображенными на картине?

3. Где эти события происходят?

Олимпиада Ломоносов

1. Константиновский (Константинов) рубль – монета изготовлена на Петербургском монетном дворе по поручению министра финансов Е. Ф. Канкрина в небольшом количестве во время декабрьского междуцарствия 1825 года.

2. После смерти Александра I считалось, что императором станет Константин Павлович, об отречении которого было известно очень узкому кругу людей. Войска присягнули Константину. 13 (25) декабря 1825 года, когда уже было получено отречение Константина и другие документы, подтверждающие, что императором станет Николай Павлович, была назначена «переприсяга». На следующий день, 14(26) декабря 1825 г. во время «переприсяги» произошло восстание декабристов

3. События, изображенные на картинке, происходят на Сенатской площади в Петербурге. Декабрист Петр Григорьевич Каховский смертельно ранил Героя Отечественной войны 1812 года, Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора, графа Михаила Андреевича Милорадовича.

Задание 4. (4 балла)

Внимательно рассмотрите представленное изображение. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какому событию посвящена карикатура? Когда оно произошло?

2. Ниже приведены отрывки из документов, один из которых имеет отношение к изображаемому событию. Укажите его порядковый номер.

Олимпиада Ломоносов

1. Германия, Соединенное Королевство, Франция и Италия согласно уже принципиально достигнутому соглашению относительно уступки Судето-немецкой области договорились о следующих условиях и формах этой уступки, а также о необходимых для этого мероприятиях и объявляют себя в силу этого соглашения ответственными каждая в отдельности за обеспечение мероприятий, необходимых для его выполнения.

1) Эвакуация начинается с 1 октября.

2) Соединенное Королевство, Франция и Италия согласились о том, что эвакуация территории будет закончена к 10 октября, причем не будет произведено никаких разрушений имеющихся сооружений, и что чехословацкое правительство несет ответственность за то, что эвакуация области будет проведена без повреждения указанных сооружений.

3) Формы эвакуации будут установлены в деталях международной комиссией, состоящей из представителей Германии, Соединенного Королевства, Франции, Италии и Чехословакии.

2. Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами Четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии. Россия прекращает всякую агитацию или пропаганду против правительства или общественных учреждений Украинской Народной Республики.

Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии. Восточная граница Эстляндии проходит в общем по реке Нарве. Восточная граница Лифляндии проходит в общем через озеро Чудское и Псковское озеро до его юго-западного угла, потом через Любанское озеро в направлении к Ливенгофу на Западной Двине. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор, пока общественная безопасность не будет там обеспечена собственными учреждениями страны.

3. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору.

Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском.

Ответ:

1. Заключение Брестского мира 3 марта 1918 г. 2. 2.

Задание 5. Выберите ошибочное суждение. Укажите его порядковый номер. (3 балла)

1. Преображенский приказ, ведавший с конца XVII века судом и следствием по политическим делам, просуществовал до 1729 года.

2. Второе Отделение СЕИВ канцелярии было создано в 1832 году и просуществовало до 1882 года. Его дела были переданы в ведение Государственного Совета.

3. Министерство государственного призрения было создано в мае 1917 года.

Ответ:

2. Второе Отделение СЕИВ канцелярии было создано в 1832 году и просуществовало до 1882 года. Его дела были переданы в ведение Государственного Совета.

Задание 6. (15 баллов)

1. Перед вами – карта нашей страны. Определите, к какому веку относится изображение территории России.

2. Ниже перечислены товары экспорта и импорта внешней торговли, относящиеся к разным периодам истории нашей страны. Определите, какой из них относится к тому же веку, что и карта. Укажите его порядковый номер.

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада Ломоносов

Ответ:

1. XX, XXI.

2. 4.

Задание 7. (8 баллов)

Выполните следующие задания.  

1. Рассмотрите памятник и определите, в каком веке он был создан.

Олимпиада Ломоносов

2. Ниже приведены изображения архитектурных памятников, созданных в этом же веке, что и скульптура. Укажите их порядковый номер.

Олимпиада Ломоносов

Ответ:

1. XX.

2. 1, 4.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложенные отрывки из автобиографии известного военного деятеля. Укажите его фамилию. (3 балла)

Оставаясь командующим армиями Туркестанского фронта, был назначен членом комиссии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по делам Туркестана, а также членом комиссии Центрального Комитета РКП по делам Туркестана.

С 15 февраля 1920 г. по август 1920 г. работал в Туркестане. Руководил операциями по ликвидации Семиреченского белогвардейского фронта. В конце августа руководил операциями по ликвидации бухарского эмирата и по созданию Бухарской народной советской республики. В сентябре 1920 г. был назначен командующим армиями Южного фронта (против Врангеля). В последних числах ноября закончил операцию по ликвидации южнорусской контрреволюции занятием Крымского полуострова.

После ликвидации внешних фронтов был назначен уполномоченным Революционного военного совета Республики на Украине и командующим всеми вооруженными силами на Украине. На ноябрьской Всеукраинской конференции был избран членом Центрального Комитета Коммунистической партии большевиков Украины.

Ответ: Фрунзе

Задание 9. (40 баллов)

Перед Вами выдержка из речи народного комиссара иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерина. Ознакомьтесь с ней и выполните следующие задания

«Российская делегация намерена в течение дальнейших работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и поддержать всякие предложения, имеющие целью облегчить бремя милитаризма, при условии сокращения армий всех государств и дополнения правил войны полным запрещением её наиболее варварских форм, как ядовитых газов, воздушной вооруженной борьбы и других, в особенности же применения средств разрушения, направленных против мирного населения».

1. На какой международной конференции была произнесена эта речь? Датируйте время проведения этой конференции.

2. Кратко охарактеризуйте причины проведения этой конференции и интересы её основных участников.

3. На основании предложенного текста и собственных знаний напишите краткое (максимальный объем 1 страница А-4 12-м шрифтом) эссе о вопросах, ходе и основных итогах этой конференции. Самостоятельно придумайте заглавие к своему эссе.

Ответ:

1. Генуэзская конференция. 10 апреля – 20 мая 1922 г.

2. Фактически основным вопросом было стремление европейских стран к признанию Советской Россией всех долгов, финансовых обязательств прежних режимов России, принятия ею на себя ответственности за все убытки от действий как советского, так и предшествующих ему правительств или местных властей. Советская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии признания Советской России де-юре и предоставления ей кредитов.

3. Советская делегация внесла предложение о всеобщем разоружении. Вопросы, поднимавшиеся на конференции, разрешены не были. Советская Россия противопоставила требованиям Антанты контрпретензии: возместить убытки от интервенции в сумме 30 млрд. зол. руб. В ходе Генуэзской конференции советскому правительству удалось заключить Рапалльский договор 1922 с Германией. Часть нерешённых вопросов в Генуе была перенесена на Гаагскую конференцию 1922.

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

205
Поделиться: