"Ломоносов". История

158
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада школьников "Ломоносов"

по истории

10-11 классы

Заключительный этап

Вариант 2

1. Задание. Перед вами список городов. Ответьте на следующие вопросы:

а) Тверь

1. Когда этот город вошел в состав Московского государства?

2. В результате каких событий?

б) Минск

1. Когда этот город вошел в состав Российской империи?

2. В результате каких событий?

в) Таллин

1. Когда этот город вошел в состав СССР?

2. В результате каких событий?

Ответ: 12 баллов

а) Тверь – присоединена к Московскому княжеству в 1485 году (1 балл). Михаил Тверской, признавая главенство Москвы, заключает тайный союз с Казимиром IV, польским королем. Иван III осадил Тверь. Полное присоединение Тверской земли к Москве. (3 балла)

б) Минск – присоединен к Российской империи в 1793 г. (1 балл). Минск был присоединён к Российской империи в результате 2-го раздела Речи Посполитой и 3 апреля того же года стал центром новой Минской губернии. (3 балла)

в) Таллин – вошел в состав СССР в 1940 г. (1 балл). В пакте Молотова – Риббентропа от 23 августа 1939 года две державы – СССР и Германия - признали Эстонию сферой интересов СССР. 21 июля 1940 года была образована Эстонская Советская Социалистическая Республика, руководство которой обратилось к правительству СССР о включении Эстонской ССР в состав Советского Союза. (3 балла)

Задание 2.

1) Определите, о каком архитектурном памятнике идет речь в отрывке. 2) В каком веке он был создан?

3) В честь какого события (или в связи с каким событием) он был сооружен?

4) Назовите правителя русского государства, при котором он был заложен.

5) Выделите не менее двух событий его правления.

Храм строился 44 года в первопрестольной. Заложен был при императоре, отличившимся консервативным царствованием и достроен уже при его внуке, волею судеб, наследовавшего политику венценосного деда, будто бы и не было царствования Царя-Освободителя. По замыслу архитектора Тона, заявлявшего, что эклектика, это умный выбор мастера, - собор сочетал черты классических приемов и владимиро-суздальского зодчества. Пятиглавый, имел в плане равноконечный крест. Работы по внутреннему убранству осуществляли В.И. Суриков, И.Н. Крамской, В.П. Верещагин и другие. Был взорван в 1931 году. Восстановлен в конце ХХ – начале ХХI вв.

Ответ: 7 баллов (1+1+1+1+3)

1. Храм Христа Спасителя. (1 балл) 2. Создан в XIX веке. (1 балл) 3. Сооружен в честь воинов-победителей в Отечественной войне 1812 года; (1 балл) 4. Сооружение храма началось в правление Николая I. (1 балл) 5. Могут быть названы: учреждение II (1826), III (1826), IV (1828) (постоянных), V (1835), VI (1842) (временных) Отделений СЕИВ канцелярии; создание министерства государственных имуществ (1837); реформа государственной деревни (1837-1841); указ об «обязанных крестьянах» (1842); Крымская война (1853-1856). Могут быть названы и другие события царствования. Обязательно событие должно быть датировано! (3 балла: по одному баллу за событие)

Задание 3. Прочитайте предложенные отрывки. Ответьте на следующие вопросы к ним:

1. О каких деятелях идет речь в представленных ниже описаниях? 2. К какому общественно-политическому направлению они принадлежали? 3. Какие взгляды на развитие России были для них характерны? Приведите не менее двух положений.

1. «Полковник артиллерии, профессор математики, историк культуры, стремившийся всю жизнь к научной работе, стал, “неисповедимыми судьбами русского интеллигента” одним из виднейших революционеров, одним из теоретиков “русского социализма”, иначе говоря, русского народничества… После покушения Дмитрия Каракозова на Александра II, /он/ был арестован и сослан в Вологодскую губернию за свои “вредные идеи”. В ссылке он усиленно занимался литературной деятельностью. Там он написал свои знаменитые “Исторические письма”…»  

2. «/ОН/ был губернатором той провинции на берегах Волги, от которой позднее меня избрали членом Думы – Саратовской губернии. Он был энергичным и властным политическим деятелем, имевшим тесные связи с земством – местным правительством. /ОН/ согласился провести аграрную реформу. После роспуска Думы в ноябре 1906 года по старому стилю был провозглашён декрет, который должен был полностью изменить аграрную структуру России».

3. «Однако расчеты императрицы не оправдались. Пушкин точно и метко сформулировал это: «Словесность отказалась за нею следовать, точно так же, как народ!» Очень скоро журнал Екатерины натолкнулся на неожиданное и резкое сопротивление со стороны «словесности». В особенно смелую борьбу с ним вступил другой также еженедельный журнал — «Трутень», который начал вскоре издавать виднейший деятель русской литературы и общественности XVIII в. ...»

Ответ: 15 баллов

1. Лавров Петр Лаврович – русский философ, социолог, публицист. (2 балла) 2. Идеолог революционного народничества, представитель пропагандистского течения. (1 балл) 3. Ликвидация самодержавия насильственным путем (революционным). Радикальное решение аграрного вопроса, идея возможности построения социализма в России на основе крестьянской общины; убежденность в том, что народ не готов к немедленной революции, нужна долгая пропаганда революционных идей; высокая роль передовой интеллигенции в деле подготовки народа к революции. (2 балла)

2. Столыпин Петр Аркадьевич – государственный деятель, министр внутренних дел (1906-1911). (2 балла) 2. Консервативно-либеральное направление. (1 балл) 3. Сохранение монархии; жесткая борьба с любыми революционными движениями; необходимость проведения реформ для предотвращения новых революционных взрывов – в связи с этим - сотрудничество с «право-октябристским» и «кадетско-октябристским большинством» III Государственной думы; неприкосновенность частной собственности, земельной собственности в особенности – неприкосновенность помещичьего землевладения; сторонник капиталистического преобразования деревни. (2 балла)

3. Новиков Николай Иванович – русский журналист, издатель, общественный деятель. (2 балла) 2. Либерал, сторонник идей Просвещения, масон. (1 балл) 3. Развивал идеи Просветительства, отрицательно отношение к дворянскому произволу; признание ценности человеческой личности; ограничение помещичьего произвола; поступательное развитие страны в рамках «просвещенного абсолютизма». (2 балла)

Задание 4. Заполните пропущенные слова в тексте.

1. Предметом ведомства _________________ приказа, появившегося в XVI веке, было распределение по соответствующим приказам тех личных письменных обращений, которые подавались царю во время праздников и в походах, а также объявление решений на них. В конце XVII века ________________ приказ был соединен с Владимирским судным приказом. 8

2. В 1718 – 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми. Сформировались _____________ – органы отраслевого управления. Создание _____________ завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата.

3.___________ – это избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Российской империи (в 1905—1907 годах), в СССР, в Российской Федерации (до октября 1993 года) и в других советских республиках. Возникли как органы руководства стачками. В СССР ___________ составляли единую систему представительных органов власти.

Ответ: Заполните пропущенные слова в тексте. – 6 баллов (2+2+2).

1. Челобитный приказ.

2. Коллегии.

3. Советы.

Часть вторая.

Задание:

Прочитайте предложенный текст. Ответьте на вопросы к нему.

«…Мы все единогласно приняли предложение Мартова, о том, чтобы обсудить вопрос о мирных способах разрешения кризиса, но ведь нас засыпали градом заявлений… Нам пытались восстание народных масс представить, как хитро задуманный заговор… После явно выраженной воли сорвать наш съезд, изолировать нас, товарищ Камков, который лояльно остался с нами, упреки оборачивает против нас. В своей резолюции мы хотели определенно, честно, открыто сказать, что несмотря на их предательство, будем продолжать наше дело, мы будем вести пролетариат и армию к борьбе и победе.

К тем, которые ушли, давно не применимо название революционеров – они прекращают даже свою соглашательскую работу и открыто переходят в лагерь корниловцев. С ними нам разговаривать не о чем».

1. О каком событии идет речь?

2. В каком году и месяце оно произошло?

3. От лица какой партии ведется речь в цитате?

4. Назовите минимум по 2 лидера подразумеваемых в тексте партий, которые «вели соглашательскую работу».

5. Укажите, в чем расходились позиции автора цитируемого документа и «партий-соглашателей» (не менее трех различий).

Ответ: 20 баллов (3+2+2+4+9)

1. II-й Всероссийский Съезд Советов/ Вооруженное восстание в Петрограде/ Октябрьская революция; (3 балла, если первый ответ; если «восстание» - 2 балла, «революция» – 1 балл)  

2. Октябрь 1917 года; (2 балла, если только год – 1 балл)

3. РСДРП (б)/ большевики/ партия большевиков; (2 балла)

4. Ю. О. Мартов, А. С. Мартынов, П. Б. Аксельрод, Г. В. Плеханов, Ф. И. Дан, И. Г. Церетели; В. Чернов, Н. Авксентьев, С. Маслов, А. Гоц… (по 1 баллу за правильный ответ; максимум – 4 балла)

5. Поддержка Временного правительства, «революционное оборончество» (кроме меньшевиков-интернационалистов), выступали против вооруженного восстания и др. (по 3 балла за правильный ответ; максимум – 9 баллов)

Предлагаемые параметры оценки эссе. (40 баллов).

1. Наличие структуры работы – введение, основная часть, выводы (заключение).

2. Во введении – четкая постановка вопросов, проблем, которые предполагает выбранное высказывание

3. В основной части – логичное изложение ответов на поставленные вопросы

4. Наличие основных исторических фактов, раскрывающих предложенную тему.

5. Наличие исторической терминологии.

6. Историческая грамотность

7. Эрудиция – знание различных точек зрения на рассматриваемую проблему.

8. Четкое содержательное заключение (выводы).

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

158
Тэги:   
Поделиться: