"Ломоносов". История
Олимпиада школьников "Ломоносов"
Олимпиада школьников "Ломоносов"
по истории
10-11 классы
I отборочный тур
Вариант 2
Задание 1. Перед вами три отрывка из исторического источника. Внимательно прочитайте их и ответьте на следующие вопросы. (6 баллов)
1. О каком событии идет речь?
2. Когда оно произошло?
1. Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: "Суди меня, боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка". Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
2. Я был под Аустерлицом, но то сражение в сравнении с этим - сшибка! Те, которые были под Прейсиш-Эйлау, делают почти такое же сравнение. Надобно иметь кисть Микеланджело, изобразившую страшный суд, чтоб осмелиться представить это ужасное побоище. Подумай только, что до 400 тысяч лучших воинов, на самом тесном, по их многочисленности, пространстве, почти, так сказать, толкаясь головами, дрались с неслыханным отчаянием: 2000 пушек гремели беспрерывно. Тяжко вздыхали окрестности - и земля, казалось, шаталась под бременем сражающихся. Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились дорваться до вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загрести сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице России; другие помнили, что заслоняют собой эту самую столицу - сердце России и мать городов. Оскорбленная вера, разоренные области, поруганные алтари и прахи отцов, обиженные в могилах, громко вопияли о мщении и мужестве.
3. Когда Гучков кончил, царь заговорил, причем его голос и манеры были гораздо спокойнее и как-то более просто деловиты, чем взволнованная величием минуты несколько приподнятая речь Гучкова. Царь сказал совершенно спокойно, как будто о самом обыкновенном деле:
– Я вчера и сегодня целый день обдумывал и принял решение отречься от престола. До 3 часов дня я готов был пойти на отречение в пользу моего сына, но затем я понял, что расстаться со своим сыном я не способен.
Тут он сделал очень коротенькую остановку и прибавил, но все также спокойно:
– Вы это, надеюсь, поймете. Затем он продолжал:
– Поэтому я решил отречься в пользу моего брата. После этих слов он замолчал, как бы ожидая ответа.
Ключ
1) Ледовое побоище, 1242 год;
2) Отечественная война, 1812 год;
3) Отречение Николая II, 1917 год.
Задание 2. Рассмотрите схему, прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы. (10 баллов)
Потом, когда генерал-адмирал в то место прибыл и, учредя флот к бою, послал генерал- адъютанта Ягушинского х командующему тою швецкою эскадрою шаутбенахту Эрншилту, чтоб оной отдался, на что он сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, генерал-адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атаковать, "которою тогда командовал шаутбенахт карабелной и генерал Вейд". И оная атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже да пятаго часа. И хотя неприятель несравненную артилерию имел пред нашими, однако же по зело жестоком супротивлении перво галеры одна по одной, а потом и фрегат взяты. И так крепко неприятели оборонялись, что ни единое судно без абордирования от наших не отдались.
1. О каком событии идет речь? Когда оно произошло? В рамках какой военной кампании оно состоялось?
2. Какую роль в исходе сражения сыграл человек, портрет которого Вы видите?
3. Как изменились границы русского государства в результате войны?
Ключ
1) Гангутское морское сражение. 27 июля (7 августа) 1714 г. Северная война (1700-1721)
2) Змаевич Матвей Христофорович был командующим авангардом русского флота в Гангутском сражении. Прорвав шведскую оборону, обошел основные силы шведского флота. Заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккссир. Этот маневр ввел в заблуждение шведское командование, позволив основным силам под командованием Апраксина соединиться со своим авангардом и приступить к атаке отряда Эреншельда. В результате шведские корабли отряда Эреншельда были захвачены, что и предрешило исход боя.
3) В результате заключения Ништадтского мира (1721 г.) к России были присоединены Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, с городами и крепостями: Ригой, Дюнаминдом, Пернавой, Ревелем, Дерптом, Нарвой, Выборгом, Кексгольмом, с островами Эзель, Даго, Меном.
Задание 3. Перед Вами фотография старинной русской монеты. Рассмотрев ее, ответьте на вопросы.
1. Когда появились такие монеты? Как долго они были в обращении?
2. Как эти монеты могут быть связаны с событиями, изображенными на картине?
3. Где эти события происходят? (10 баллов)
Ключ
1) Эти медные монеты появились в результате денежной реформы Алексея Михайловича в 1654 году. В обращении медные монеты были до 1663 года.
2) На картине изображены события Медного бунта, случившегося в Москве в 1662 году. Основными причинами выступления городских низов были: рост налогов в связи с активной внешней политикой (русско-польской войной 1654 – 1667 гг.); выпуск медных денег, которые быстро обесценивались; резкий рост цен; массовое изготовление подложных медных монет.
3) Эти события происходят в селе Коломенском. Недовольные посадские люди отправились в село Коломенское – царскую резиденцию – где подали челобитную царю с требованием снизить налоги и цены и наказать виновных. Подоспевшие стрелецкие полки подавили выступление. В схватке погибло около 900 человек, 19 участников повешены, несколько сотен восставших сосланы в дальние города. Медные деньги были отменены.
Задание 4. Внимательно рассмотрите представленное изображение. Ответьте на следующие вопросы:
1. Какому событию посвящена карикатура? Когда оно произошло?
2. Ниже приведены отрывки из документов, один из которых имеет отношение к изображаемому событию. Укажите его порядковый номер. (4 балла)
1. Государственная граница между Финляндской Республикой и СССР устанавливается по новой линии, по которой в состав территории СССР включается весь Карельский перешеек с городом Выборгом (Виипури) и Выборгским заливом с расположенными на нем островами, западное и северное побережье Ладожского озера с городами Кексгольмом, Сортавала и Суоярви, ряд островов в Финском заливе, территория восточнее Меркярви с городом Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний — согласно приложенной к настоящему Договору карте.
Более подробное описание пограничной линии будет установлено смешанной комиссией из представителей Договаривающихся Сторон, каковая комиссия должна быть образована в десятидневный срок с момента подписания настоящего Договора.
2. Россия и Украина отказываются от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к западу от границы, описанной в статье II настоящего Договора. Со своей Стороны Польша отказывается в пользу Украины и Белоруссии от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой границы.
Обе договаривающиеся стороны согласились, что поскольку в состав земель, расположенных к Западу ог границы, описанной в статье II настоящего Договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит решению исключительно между Польшей и Литвой.
3. Россия сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции.
Округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск. Россия не будет вмешиваться в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов, а предоставит населению этих округов установить новый строй в согласии с соседними государствами, в особенности с Турцией…
Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами Четверного союза.
Ключ
1) Московский мирный договор между СССР и Финляндией был заключён 12 марта 1940 года, завершив собой Советско-финскую войну 1939—1940 гг.
2) 1.
Задание 5. Выберите ошибочное суждение. Укажите его порядковый номер. (3 балла)
1. В состав Совета господ в Новгороде входили архиепископ, князь, степенные и старые посадники, тысяцкий, знатные бояре.
2. Становые приставы – чиновники, назначаемые императором во главе стана (новой административной единицы) с 1837 года.
3. Временное правительство, сформированное в начале марта 1917 года, стало высшим органом государства по вопросам законодательства, надзора и верховного управления.
Ключ
Ответ: «Становые приставы – чиновники, назначаемые императором во главе стана (новой административной единицы) с 1837 года».
Задание 6. Перед вами диаграммы, показывающие отраслевое распределение промышленности в Центральном промышленном районе в разные периоды истории нашей страны. Укажите, к какому веку относятся каждая из диаграмм. (15 баллов)
1) Металлообработка; 2) Судостроение; 3) Текстильная; 4) Кожевенная; 5) Машиностроение; 6) Пищевая; 7) Угольная; 8) Химическая; 9) Автомобильная; 10) Энергетическая (гидроэлектростанции); 11) Энергетическая (атомные электростанции); 12) Поташное.
Ключ
1)XVIII век;
2)XIX век;
3)XX век.
4)
Задание 7. Выполните следующие задания. (8 баллов)
1. Рассмотрите архитектурный памятник и определите, в каком веке он был создан
2. Ниже приведены изображения архитектурных памятников, созданных в этом же веке. Укажите их.
Ключ
1) XIX век;
2) 1, 3.
Задание 8. Внимательно прочитайте предложенный текст. Укажите фамилию полководца, пропущенного в тексте. (3 балла)
В 1927 году командир батальона /…/ поступил в Военную академию имени М. В. Фрунзе, которую окончил по первому разряду. Полученные знания пригодились в первой же схватке с фашизмом, когда … под именем «полковника Малино» сражался в рядах добровольцев, защищая республиканскую Испанию. За самоотверженное выполнение интернационального долга он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны старший преподаватель академии имени М. В. Фрунзе генерал-майор /…/ был назначен командиром 48-го стрелкового корпуса, принявшего на себя первые удары немецко-фашистских войск на пограничной реке Прут. Уже тогда отлично проявились высокие организаторские способности комкора, его большое мужество и умение не терять управление войсками в обстановке, какой бы сложной она ни была.
Ключ
Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский.
Задание 9. Перед Вами выдержка из исследования, автором которого является выдающийся историк Н.Я Данилевский. Ознакомьтесь с ней и выполните следующие задания: (40 баллов)
«…Россия, государство, также причисляемое к политической системе европейских государств… оскорбляется в самых священных своих интересах (в интересах религиозных) Турцией - государством варварским, завоевательным, которое хотя уже и расслаблено, но все еще одним только насилием поддерживает свое незаконное и несправедливое господство, государством, тогда еще не включенным в политическую систему Европы, целость которого поэтому не была обеспечена никаким положительным трактатом. На эту целость никто, впрочем, и не посягает. От Турции требуется только, чтобы она ясно и положительно подтвердила обязательство не нарушать религиозных интересов большинства своих же собственных подданных… И что же! Это справедливое требование, каковым признало его дипломатическое собрание первостепенных государств Европы, религиозные и другие интересы миллионов христиан ставятся ни во что; варварское же государство превращается в глазах Европы в палладиум цивилизации и свободы».
1. Что конкретно требовала Россия от Турции и какое масштабное историческое событие за этим последовало? Укажите основных участников этого события.
2. Кратко охарактеризуйте систему отношений европейских государств, к которой принадлежала Россия накануне подразумеваемого события.
3. На основании предложенного текста и собственных знаний напишите краткое (максимальный объем 1 страница А-4 12-м шрифтом) эссе об основных причинах этого события. Самостоятельно придумайте заглавие к своему эссе.
Ключ
1) Крымская война (1853 – 1856 гг.) Россия, Турция, Франция, Англия.
2) Венская система, сложившаяся после разгрома наполеоновской Франции с целью поддержания стабильного существования Европы и защиты монархий «от посягательств узурпаторов».
3) В первую очередь: Восточный кризис, нарастание противоречий между европейскими державами по поводу «турецкого наследства», колониальные устремления Англии и Франции, их недовольство политическим и военным доминированием России в Европе. Кроме того, нарастание общеевропейского социального кризиса, побуждавшего к активизации внешней политики.
Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let