Частная школа 1-11 класс

Почувствуйте разницу в школьном образовании
с авторскими методиками

"Ломоносов". История

2897
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада школьников "Ломоносов"

по истории

10-11 классы

I отборочный тур

Вариант 3

Задание 1. Перед вами три отрывка из исторического источника. Внимательно прочитайте их и ответьте на следующие вопросы. (6 баллов)

1. О каком событии идет речь?

2. Когда оно произошло?

1. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, и было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, и все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным.

2. Здѣсь услышалъ конскій топотъ въ церкви. Я остановился посмотрѣть и увидѣлъ около церкви француза, который изъ большихъ мѣстныхъ иконъ составилъ ширмы, a меньшія кололъ топоромъ и подкладывалъ въ огонь подъ котель, въ которомъ онъ что-то варилъ. Я подбѣжалъ къ отцу, отошедшему нѣсколько впередъ, и сталь ему разсказывать мною видѣнное, но онъ, не останавливаясь, приказалъ мнѣ идти далѣе.

Вездѣ представлялось то же зрѣлище. На Тверской огромные дома стояли обгорѣлыми. За Тверскими воротами открывалось взору почти чистое, необозримое поле. Это впечатлѣніе такъ сильно меня поразило, что и теперь не рѣдко вижу во снѣ, какъ я хожу въ Москвѣ по погорѣлымъ улицамъ, по запустѣлымъ дворамь, заросшимъ рѣпейникомъ и крапивой, какихъ много оставалось еще очень долго, и куда мы мальчиками собирались играть въ казаки и французовъ.

3. Я не помню точно, когда царь встал и ушел в соседний вагон подписать акт. Приблизительно около четверти двенадцатого царь вновь вошел в наш вагон, – в руках он держал листочки небольшого формата. Он сказал:

– Вот акт отречения, прочтите.  

Мы стали читать вполголоса. Документ был написан красиво, благородно. Мне стало совестно за тот текст, который мы однажды набросали. Однако, я просил царя, после слов: заповедаем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут установлены», – вставить: «принеся в том всенародную присягу».

Царь сейчас же согласился и тут же приписал эти слова, изменив одно слово, так что вышло: «принеся в том ненарушимую присягу». Таким образом Михаил Александрович должен был бы принести присягу на верность конституции и был бы строго конституционным монархом.

Ключ

1) Ледовое побоище, 1242 год;

2) Отечественная война, 1812 год;

3) Отречение Николая II, 1917 год.

Задание 2. Рассмотрите схему, прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы. (10 баллов)

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада Ломоносов

А в 3 день сентября их величествы с Котлина-острова восприяли путь свой в Дупки и, не доехав оного места версты за 3, встретился его величеству на шлюпке лейб-гвардии Преображенского полку капрал Иван Обресков, которой послан с конгресу … от полномочных министров с реляциею, в которой они доносили, что с помощию Божиею в 30 день августа с швецкими министрами мир заключили и трактатами разменялись. И тот трактат, заключеной руками швецких министров, помянутой Обресков привез… И на другой день, то есть в 4 день сентебря, поутру все придворные его величества люди приготовились было к назначенному походу в Выборх, но вместо того его величество объявил, что мир заключен. а"И тотчас послан указ в кара- белной флот х Красной горке к шаутбенахту Сиверсу (которой тогда в помянутом флоте командиром был), дабы он со всем флотом возвратился х Кроншлоту".

1. О каком событии идет речь? Когда оно произошло? В рамках какой военной кампании оно состоялось?

2. Какую роль в исходе сражения сыграл человек, портрет которого Вы видите?

3. Как изменились границы русского государства в результате войны?

Ключ

1. Ништадтсткий мир. 30 августа (10 сентября) 1721 года. Северная война (1700 – 1721 гг.).

2. Остерман Андрей Иванович (Генрих Иоганн) вместе с Я. Брюсом участвовал в выработке условий Ништадтского мира. Добился навечного присоединения Лифляндии к России (ранее в ходе работы Аландского конгресса присоединение этой территории носило временный характер). Сумел отклонить навязываемое шведами предложение о прелиминарном договоре.

3. В результате заключения Ништадтского мира (1721) к России были присоединены Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, с городами и крепостями: Ригой, Дюнаминдом, Пернавой, Ревелем, Дерптом, Нарвой, Выборгом, Кексгольмом, с островами Эзель, Даго, Меном.

Задание 3. Перед Вами фотография старинной русской монеты. Рассмотрев ее, ответьте не вопросы. (10 баллов)

1. Когда появились такие монеты? Как долго они были в обращении?

2. Как эти монеты могут быть связаны с событиями, изображенными на картине?

3. Где эти события происходят?

Олимпиада Ломоносов

Ключ

1) Эти медные монеты появились в результате денежной реформы Алексея Михайловича в 1654 году. В обращении медные монеты были до 1663 года.

2) На картине изображены события Медного бунта, случившегося в Москве в 1662 году. Основными причинами выступления городских низов были: рост налогов в связи с активной внешней политикой (русско-польской войной 1654 – 1667 гг.); выпуск медных денег, которые быстро обесценивались; резкий рост цен; массовое изготовление подложных медных монет.

3) Эти события происходят в селе Коломенском. Недовольные посадские люди отправились в село Коломенское – царскую резиденцию – где подали челобитную царю с требованием снизить налоги и цены и наказать виновных. Подоспевшие стрелецкие полки подавили выступление. В схватке погибло около 900 человек, 19 участников повешены, несколько сотен восставших сосланы в дальние города. Медные деньги были отменены.

Задание 4. Внимательно рассмотрите представленное изображение. Ответьте на следующие вопросы: (4 балла)

1. Какому событию посвящена карикатура? Когда оно произошло?

2. Ниже приведены отрывки из документов, один из которых имеет отношение к изображаемому событию. Укажите его порядковый номер.

Олимпиада Ломоносов

«Долой позорный рижский раздел! Да здравствует свободная, нераздельная, народная Беларусь!»

1. …далее вдоль дороги из д. Милятин в г. Острог, оставляя д.д. Мощановка, Кривин и Соловье на стороне Украины, а д.д. Мошаница, Бодовка, Вильбовно, г. Острог и дорогу на стороне Польши; далее вверх по реке Вилия до д. Ходаки, которая остается на стороне Польши; далее в общем направлении на м. Белозорка, оставляя на стороне Украины д.д. Б. Боровица, Степановка, Баймаки северные и южные, Лиски, Сивкн, Волоски, м. Ямполь, д.д. Дед-ковцы, Вязовец и Кривчики, а на стороне Польши д.д. Боложевка, Садки, Оборы, Шкроботояка, Паньковцы, Грибова, Лысогорка, Молодьков и м. Белозорка; далее к реке Збруч, оставляя дорогу на д. Щасновка на стороне Польши; далее вдоль реке Збруч, до впадения ее в реку Днестр…

Россия и Украина отказываются от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к западу от границы, описанной в статье II настоящего Договора. Со своей Стороны Польша отказывается в пользу Украины и Белоруссии от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой границы.

2. Государственная граница между Финляндской Республикой и СССР устанавливается по новой линии, по которой в состав территории СССР включается весь Карельский перешеек с городом Выборгом (Виипури) и Выборгским заливом с расположенными на нем островами, западное и северное побережье Ладожского озера с городами Кексгольмом, Сортавала и Суоярви, ряд островов в Финском заливе, территория восточнее Меркярви с городом Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний — согласно приложенной к настоящему Договору карте.

Более подробное описание пограничной линии будет установлено смешанной комиссией из представителей Договаривающихся Сторон, каковая комиссия должна быть образована в десятидневный срок с момента подписания настоящего Договора.

3. Россия, с одной стороны, и Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция -с другой, объявляют, что состояние войны между ними прекращено. Они решили впредь жить между собой в мире и дружбе…

Россия сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции.

Округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск. Россия не будет вмешиваться в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов, а предоставит населению этих округов установить новый строй в согласии с соседними государствами, в особенности с Турцией…

Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами Четверного союза.

Ключ

1) Рижский мирный договор между РСФСР, УССР, БССР с одной стороны, и Польшей,—с другой. Подписан 18 марта 1921 года в Риге.

2) 1.

Задание 5. Выберите ошибочное суждение. Укажите его порядковый номер. (3 балла)

1. Разрядный приказ ведал назначением наместников и волостелей, воевод, послов, судей приказов.

2. Мировые суды, введенные реформой 1864 года, были ликвидированы в 1889 году повсеместно.

3. После Февральской революции 1917 года наряду с Временным правительством официально продолжали существовать Сенат, Синод и Особые совещания.

Ключ

Ответ: «Мировые суды, введенные реформой 1864 года, были ликвидированы в 1889 году повсеместно».

Задание 6. Перед вами диаграммы, показывающие отраслевое распределение промышленности в Центральном промышленном районе в разные периоды истории нашей страны. Укажите, к какому веку относятся каждая из диаграмм. (15 баллов)

Олимпиада Ломоносов

1) Металлообработка; 2) Судостроение; 3) Текстильная; 4) Кожевенная; 5) Машиностроение; ) Пищевая; 7) Угольная; 8) Химическая; 9) Автомобильная; 10) Энергетическая (гидроэлектростанции); 11) Энергетическая (атомные электростанции); 12) Поташное.

Ключ

1)XVII век;

2)XIX век;

3)XX век (XXI век).

Задание 7. Выполните следующие задания. (8 баллов)

1. Рассмотрите архитектурный памятник и определите, в каком веке он был создан

Олимпиада Ломоносов

2. Ниже приведены изображения архитектурных памятников, созданных в этом же веке. Укажите их.

Олимпиада Ломоносов

Ключ

1) XХ век; 2) 1, 3.  

Задание 8. Внимательно прочитайте предложенный текст. Укажите фамилию полководца, пропущенного в тексте. (3 балла)

В 1942 году /… / занимал ряд ответственных командных должностей, в том числе командующего 2-й гвардейской армией, которая совместно с другими войсками Сталинградского фронта нанесла сокрушительный удар по группировке Манштейна, пытавшегося разорвать извне кольцо, замкнувшее под Сталинградом

330 тысяч отборных немецко-фашистских войск. Группировка Манштейна была разбита наголову. В начале февраля 1943 года /…/ был назначен командующим Южным фронтом. С этого времени и до конца войны он возглавлял войска ряда фронтов — Юго-Западного, 2-го и 3-го Украинских, Забайкальского. Его полководческий почерк зримо проступал в операциях по освобождению Ростова-на- Дону, Донбасса, юга Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии, а также в разгроме японской Квантунской армии в Маньчжурии. Все эти операции, безусловно, несли на себе отпечаток подлинного творческого вдохновения, необычайной настойчивости в их осуществлении, составили яркие страницы истории военного искусства.

Ключ

Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский.

Задание 9. Перед Вами выдержка из исследования, автором которого является выдающийся историк Е.В. Тарле. Ознакомьтесь с ней и выполните следующие задания: (40 баллов)

«…Уполномоченный посланец султана Афифбей сообщил в Иерусалиме католическому и православному духовенству, какие реликвии поступают отныне в ведение католиков, а какие в ведение православных. Католическая серебряная звезда (с отчеканенным французским гербом) с большой и нарочитой торжественностью была водружена в Вифлееме в пещере, у входа в нишу, где, по легенде, были ясли новорожденного Христа. Вместе с тем и столь же торжественно ключ от главных ворот церкви «св. Гроба» в Иерусалиме и ключ от восточных и северных ворот Вифлеемской церкви также были переданы католическому епископу. Все это было устроено с намеренно-вызывающей шумихой. Раздражение среди православного духовенства и православных паломников было очень большое, а французское посольство, консулы и служебный штат при консульствах сделали все от них зависящее, чтобы придать этому событию характер полного торжества Франции над Россией».

1. В преддвериях какого исторического события возникли описываемые обстоятельства? Укажите основных участников этого события.

2. Кратко охарактеризуйте систему отношений европейских государств, к которой принадлежала Россия накануне подразумеваемого события.

3. 3. На основании предложенного текста и собственных знаний напишите краткое (максимальный объем 1 страница А-4 12-м шрифтом) эссе об основных причинах этого события. Самостоятельно придумайте заглавие к своему эссе.

Ключ

1) Крымская война (1853 – 1856 гг.) Россия, Турция, Франция, Англия.

2) Венская система, сложившаяся после разгрома наполеоновской Франции с целью поддержания стабильного существования Европы и защиты монархий «от посягательств узурпаторов».

3) В первую очередь: Восточный кризис, нарастание противоречий между европейскими державами по поводу «турецкого наследства», колониальные устремления Англии и Франции, их недовольство политическим и военным доминированием России в Европе. Кроме того, нарастание общеевропейского социального кризиса, побуждавшего к активизации внешней политики.

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

2897
Поделиться: