"Ломоносов". История

204
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада школьников "Ломоносов"

по истории

5-9 классы

Отборочный этап

Регистрационный вопрос.

Ниже приведен перечень исторических личностей. Найдите тех, кто не являлся современником Петра I.

1. Кондратий Булавин

2. Симеон Полоцкий

3. Людовик XIV Бурбон

4. Патриарх Гермоген

5. Дмитрий Кантемир

6. Вольфганг Амадей Моцарт

7. Джонатан Свифт

8. Антонио Вивальди

9. Емельян Пугачёв

10. Август II Сильный

Ключ

4. Патриарх Гермоген

6. Вольфганг Амадей Моцарт

9. Емельян Пугачёв

Задание 1. Внимательно прочитайте отрывок.

1. О каком полководце идет в нем речь? 2. Укажите, какие операции были им разработаны. 3. Дайте описание одной из них. (17 баллов)

Всем сердцем приняв Великую Октябрьскую социалистическую революцию, /…/ в августе 1918 года вступил добровольцем в Красную Армию. В качестве рядового, помощника командира взвода, командира взвода и командира эскадрона участвовал в подавлении контрреволюционных банд на Урале, в боях против белогвардейских войск Деникина и Врангеля. В марте 1918 года был принят в партию большевиков.

По завершении гражданской войны /…/ учился на кавалерийских курсах, а затем командовал эскадроном, кавалерийским полком, кавалерийской бригадой. В феврале 1931 года был назначен на должность помощника инспектора кавалерии, которую в РККА возглавлял С. М. Буденный. Тогда же коммунисты всех инспекций и штаба, в котором я в ту пору работал, Управления боевой подготовки Наркомата по военным и морским делам избрали его секретарем партийного бюро.

Военный талант /…/ все отчетливее проявлялся из года в год. Помню единодушно высокие отзывы товарищей о его способностях, когда он командовал кавалерийской дивизией, кавалерийским корпусом, был заместителем командующего войсками Белорусского военного округа. Блестяще справился он с обязанностями командующего советскими войсками, которые, выполняя интернациональный долг, вместе с братской армией Монгольской Народной Республики наголову разбили вторгшихся в районе реки Халхин-Гол японских милитаристов. За успешное руководство разгромом японского агрессора /…/ был удостоен звания Героя Советского Союза, а впоследствии и звания Героя Монгольской Народной Республики.

Незадолго до Великой Отечественной войны /…/ командовал войсками Киевского особого военного округа, а накануне войны, как известно, был назначен начальником Генерального штаба. Будучи членом Ставки Верховного Главнокомандования, а с августа 1942 года заместителем Верховного Главнокомандующего, он внес большой вклад в разработку и осуществление операций по разгрому вражеских войск. Сила полководческого искусства и воля /…/ особенно ярко нашли свое проявление в гигантских сражениях 1943—1945 годов.

Ключ

1) Маршал Советского Союза Жуков Г.К.;

2) В июле 1941 г. Г.К. Жуков назначается командующим Резервным фронтом, и проводит силами 24-й и 43-й армий Ельнинскую наступательную операцию. Руководил Ленинградской стратегической оборонительной операцией, организовал контрнаступление разгром гитлеровцев под Москвой. В 1942 г. Жуков командовал советскими войсками в Ржевско-Вяземской (8 января — 20 апреля 1942 г.), первой и второй (Операция «Марс») Ржевско-Сычёвских операциях (июль — декабрь 1942 г.), является также соавтором (вместе с Василевским) ключевого советского военного плана 1942 года — плана стратегической операции «Уран», по разгрому немецких войск под Сталинградом. В начале 1943 года Жуков координировал действия фронтов в операции «Искра» при прорыве Ленинградской блокады. После «Искры» Жуков участвует в подготовке операции «Полярная Звезда» по освобождению Ленинградской области и создать предпосылки для успешного наступления в Прибалтике. С июля в ходе оборонительного и наступательного этапов Курской битвы Жуков координировал действия Западного, Брянского, Степного и Воронежского фронтов. Войска под командованием Жукова провели в марте-апреле 1944 года наступательную Проскуровско-Черновицкую операцию и вышли к предгорьям Карпат. Летом 1944 года Жуков координировал действия 1-го и 2-го Белорусских фронтов в ходе проведения операции «Багратион». На заключительном этапе войны 1- й Белорусский фронт, руководимый маршалом Жуковым, совместно с 1-м Украинским под командованием Конева провели Висло-Одерскую операцию, в ходе которой советские войска освободили Варшаву. Войска 1-го Белорусского фронта закончили войну участием в Берлинской операции.

3) В ночь с 5-го на 6 декабря 1941 года началась Клинско- Солнечногорская наступательная операция войск правого крыла Западного фронта при поддержке левого крыла Калининского фронта под командованием Конева. Войска Западного и других фронтов нанесли ощутимое поражение соединениям Группы армий «Центр» генерал-фельдмаршала фон Бока в ходе контрнаступления под Москвой (5 декабря 1941 — 7 января 1942 гг.). Потери советских войск составили 372 тыс. убитыми и ранеными, или 37 % от численности войск в начале операции. В результате успешного наступления была снята угроза быстрого захвата противником столицы СССР. Линия фронта отодвинулась от Москвы на 100—250 км. Первое крупное поражение вермахта во Второй мировой войне оказало вдохновляющее моральное воздействие на народы антигитлеровской коалиции.

Задание 2. Прочитайте фрагмент литературного произведения и выполните задания. (10 баллов)

«Солнце померкло, с запада луна подтекала, явил Бог гнев свой людям. В то время Никон-отступник веру искажал и законы церковные, и сего ради Бог излил фиал гнева своего и ярости на Русскую землю: зело мор велик был, некогда еще забыть, все помним. Потом еще годов через четырнадцать в другой раз затмение солнцу было в Петров пост: в пятницу, в шестом часу, тьма сделалась, солнце померкло, тоже луна с запада подтекала, гнев Божий являя, — протопопа Аввакума, бедного горемыку, в то время власти вместе с другими в соборной церкви остригли и в темницу на Угреше, проклявши, бросили. Верный да разумеет, что делается в земле нашей за нестроение церковное и разорение веры и закона».

1. Из какого литературного произведения этот фрагмент?

2. К какому литературному жанру относится это произведение?

3. Пользуясь своими знаниями по истории, установите дату события, о котором идет речь в приведенном фрагменте.

Ключ

1) Житие протопопа Аввакума»;

2) автобиографический жанр.

3) Это солнечное затмение случилось 22 июня 1666 г.; незадолго перед ним, 13 мая 1666 г., Аввакума расстригли и предали анафеме.

Задание 3. Внимательно прочитайте отрывки из источников. Ответьте на вопросы. (18 баллов)

1. В каком веке было создано каждое из этих сочинений?

2. О каком историческом событии говорится в каждом из приведённых отрывков?

а) И совлек с себя князь наш — вместе с одеждами — ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия — и вошел в святую купель. И возродился он от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся; и вышел из купели просветленный, став сыном нетления, сыном воскресения. Имя он принял древнее, славное в роды и роды — Василий, с которым и вписан в книгу жизни в вышнем граде, нетленном Иерусалиме.

б) К поддержанию воскипевшего духа народного надлежало вызывать не одни имена Минина и Пожарского, надлежало вместе с тем вызвать и русский быт их времени. Надлежало возобновить заветное сближение душ, мыслей и слова родного. Надлежало, но этого не было. Почти каждый день заходил я в Комитет ратнический и Комитет пожертвований. В последнем два главных чиновника (их уже нет в живых), принимая пожертвования, по неугомонной привычке разговаривали по-французски. Добрые граждане, поспешавшие возлагать на алтарь Отечества и сотни, и тысячи, и десятки тысяч, слыша французское бормотанье, с скорбным лицом удалялись и с удивлением поглядывая друг на друга, восклицали: "Господи боже наш! И о русских-то пожертвованиях болтают и суесловят по- французски!"

в) После полудня за воротами дворца скопилась уже многочисленная толпа, давившая на решетку. Тут была и «публика», и рабочие, и солдаты. Пришлось ворота открыть, и толпа хлынула во дворец. А к вечеру мы уже почувствовали, что мы не одни во дворце — и вообще больше не хозяева дворца. В другом конце дворца уже собирался этот другой претендент на власть, Совет рабочих депутатов, спешно созванный партийными организациями, которые до тех пор воздерживались от возглавления революции…

Состав Совета был тогда довольно бесформенный; кроме вызванных представителей от фабрик, примыкал, кто хотел, а к концу дня пришлось прибавить к заголовку «Совет рабочих» также слова «и солдатских» депутатов. Солдаты явились последними, но они были настоящими хозяевами момента. Правда, они сами того не сознавали и бросились во дворец не как победители, а как люди, боявшиеся ответственности за совершенное нарушение дисциплины, за убийства командиров и офицеров. Еще меньше, чем мы, они были уверены, что революция победила. От Думы, как тот офицер караула, они ждали не признания, а защиты. И Таврический дворец к ночи превратился в укрепленный лагерь.

Ключ

1) Произведения написаны:

а) в XI веке;

б) в XIX веке; в) в XX веке.

2) В отрывке говорится:

а) о крещении киевского князя Владимира Святого в 988 году; б) об Отечественной войне 1812 года;

в) о Февральской революции в 1917 году.

Задание 4. Рассмотрите внимательно картину художника В.П. Верещагина и ответьте на вопросы. (11 баллов)

Олимпиада Ломоносов

1. Кто изображен на этой картине?

2. О каких его деяниях и достижениях говорит художник?

Ключ

1) Киевский князь Ярослав Мудрый;

2) Художник говорит о постройке Софийского собора в Киеве, написании свода законов «Русская Правда», ратных подвигах князя.

Задание 5. (18 баллов)

Перед Вами памятник Екатерине II.

1. Где и когда установлен памятник?

2. Кто кроме Екатерины II на нем запечатлен?

3. В честь каких исторических событий был сооружен памятник?

Олимпиада Ломоносов

Ключ

1) Симферополь, 1890 г.;

2) Изображены: князья Григорий Потёмкин и Василий Долгоруков, полководец А. В. Суворов, посланник России в Турции Яков Булгаков;

3) Установлен в честь присоединения Крыма к России.

Задание 6. Рассмотрите изображение марки и выполните задание. (25 баллов)

Олимпиада Ломоносов

1. Какому произведению древнерусской литературы посвящена марка?

2. Какие события отражены в этом произведении?

3. Когда и кем было обнаружено это произведение?

4. Прочитайте отрывок из произведения. Когда произошло это событие?

5. Объясните выделенные слова.

Но, взглянув на солнце в этот день,

Подивился Игорь на светило:

Середь бела дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.

И, не зная, что сулит судьбина.

Князь промолвил: "Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей.

Чем от рук поганых полонёну!

Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону! "

Вспала князю эта мысль на ум

- Искусить неведомого края,

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

"Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом,

С вами, братья, голову сложить

Либо Дону зачерпнуть шеломом! "

Ключ

1) Слово о полку Игореве»;

2) Поход новгород-северского князя Игоря на половцев и солнечном затмении;

3) В конце XVIII века это произведение обнаружил А.И. Мусин- Пушкин;

4) В 1185 году;

5) «Дружина» – это отряд воинов, объединявшихся вокруг князя, привилегированный слой общества. Вооружённые отряды во главе с князьями в Древней Руси участвовали в войнах, управлении княжеством, личным хозяйством князя.

«Половецкое поле» – это понятие связано с кочевым племенем половцев, которое в начале XI века стало хозяином Великой Степи от Дуная до Иртыша. Захваченное ими пространство в русских источниках стало называться «поле Половецкое».

«Шелом» – это устаревшее произношение слова «шлем».

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

204
Тэги:   
Поделиться: