"Ломоносов". Литература
Олимпиада школьников "Ломоносов"
Олимпиада школьников «Ломоносов»
по литературе
2016-2017 уч. года
Отборочный этап.
Задания 10-11 классы
Тур 2
Вариант первый
Задание 1
(регистрационное)
А. И. Солженицын является автором Романа
"Тихий Дон" Рассказа
"Господин из Сан-Франциско"
Рассказа Дама с собачкой"
Не является автором ни одного из перечисленных произведений
Задание 2
В каких произведениях русской литературы 20-го века герои принимают на себя заведомо невыполнимую задачу? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.
Задание 3
Напишите эссе на одну из трех тем:
1. Функции исповеди персонажа в романе Пушкина "Дубровский" и романе Лермонтова "Герой нашего времени".
2. Идея воздаяния и возмездия в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
3. Мотивы движения и покоя в лирике А. А. Блока.
Вариант второй
Задание 1
(регистрационное)
Рассказ И. А. Бунина называется
"Господин из Чикаго"
"Господин из Вашингтона"
"Господин из Сан-Диего" "Господин из Сан-Франциско"
Задание 2
В каких произведениях русской литературы 20-го века герои решаются на рискованный эксперимент? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.
Задание 3
Напишите эссе на одну из трех тем:
1. Идея верного и ошибочного пути в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" и поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри".
2. Роль художественной детали в повести И. С. Тургенева "Ася".
3. Своеобразие композиции поэмы В. В. Маяковского "Облако в штанах".
Вариант третий
Задание 1
(регистрационное)
Как сложилась судьба Ленского в романе "Евгений Онегин"?
Он женился на Ольге Лариной.
Он стал профессором Геттингенского университета.
Он стал знаменитым поэтом.
Он был в расцвете лет убит на дуэли.
Задание 2
В каких произведениях русской литературы 20-го века герои совершают непоправимую ошибку? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.
Задание 3
Напишите эссе на одну из трех тем:
1. Проблема разума и чувства в рассказах А. П. Чехова и И. А. Бунина.
2. Элегические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова.
3. Лирическое и эпическое начала в поэме С. А. Есенина "Анна Снегина".
Общие требования к заданию 1
1. От участника требуется выбрать тот ответ на вопрос, который он считает правильным.
Общие требования к заданию 2
1. Выбранные стихотворения должны содержать указанный в вопросе мотив. При этом допускается как узкое, так и расширительное его понимание (при условии, что автор обоснует правомерность расширенного его понимания).
2. Необходимо обосновать выбор произведений, имея в виду не только присутствие в них обозначенного в вопросе мотива, но и степень их репрезентативности.
3. Необходимо сопоставить выбранные произведения, выявляя в них черты как сходства, так и различия.
4. Ответ на вопрос должен быть дан правильным русским языком, свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, чрезмерно бытовой и разговорной лексики.
5. Автор должен писать грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Общие требования к заданию 3
1. Тема должна быть понята верно, все слова (не только имя автора и название его произведений, но и термины и понятия), употребленные в названии, должны быть осмыслены и использованы в работе при анализе произведений и построения аргументации. Уклонения от темы, использование произведений, не обозначенных в названии, допустимо только в том случае, если они позволяют лучше раскрыть анализируемые произведения, глубже раскрыть выбранную тему. 2. Тема должна быть раскрыта на максимальном количестве материала. Если идет речь о лирике, то желательно использовать все лирические произведения, относящиеся к теме. Если идет речь о большом эпическом или драматическом произведении - все персонажи и эпизоды этого произведения, относящиеся к теме, должны быть проанализированы. Тема также должна быть раскрыта в как можно большем количестве аспектов.
3. Автор должен проявить знание текстов, не делать фактических ошибок (в названиях, цитатах, датах создания произведений, описании исторического контекста, в котором произведения создавались). Рассуждение должно быть построено логично и последовательно. Всякое суждение должно подтверждаться примерами из текста.
4. Эссе должно быть написано правильным русским языком, быть свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, чрезмерно бытовой и разговорной лексики.
5. Эссе должно быть написано грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Пояснения к отдельным заданиям
Задание 1
А. И. Солженицын является автором
Романа "Тихий Дон" Рассказа
"Господин из Сан-Франциско"
Рассказа Дама с собачкой"
Не является автором ни одного из перечисленных произведений
Правильный ответ: Не является автором ни одного из перечисленных произведений.
Рассказ И. А. Бунина называется
"Господин из Чикаго"
"Господин из Вашингтона"
"Господин из Сан-Диего"
"Господин из Сан-Франциско"
Правильный ответ: "Господин из Сан-Франциско".
Как сложилась судьба Ленского в романе "Евгений Онегин"?
Он женился на Ольге Лариной
Он стал профессором Геттингенского университета
Он стал знаменитым поэтом
Он был в расцвете лет убит на дуэли
Правильный ответ: Он был в расцвете лет убит на дуэли.
Задание 2
В каких произведениях русской литературы 20-го века герои принимают на себя заведомо невыполнимую задачу? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.
Пояснение. Примеры произведений: «Котлован» А.П. Платонова, «На дне» А.М. Горького, «Последний бой майора Пугачева» В.Т. Шаламова. Допускается выбор других произведений при условии, что участник обоснует наличие в них указанного элемента содержания.
В каких произведениях русской литературы 20-го века герои решаются на рискованный эксперимент? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.
Пояснение. Примеры произведений: «Собачье сердце» М.А. Булгакова, «Мы» Е.И. Замятина, «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Допускается выбор других произведений при условии, что участник обоснует наличие в них указанного элемента содержания.
В каких произведениях русской литературы 20-го века герои совершают непоправимую ошибку? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.
Пояснение. «Судьба человека» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Миль пардон, мадам» В.М. Шукшина. Допускается выбор других произведений при условии, что участник обоснует наличие в них указанного элемента содержания.
Задание 3
1. Функции исповеди персонажа в романе А.С. Пушкина "Дубровский" и романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Пояснение. Исповедь героя – одно из наиболее традиционных художественных средств, используемых в романтической литературе. Исповедь позволяет раскрыть внутренний мир героев, узнать о том, как они сформировались, понять их цели и стремления. Романтическая исповедь становится поворотным моментом в отношениях между героями, играет центральную роль в композиции обоих произведений.
2. Идея воздаяния и возмездия в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
Пояснение. Закон возмездия и воздания играет важную в романе Толстого «Война и мир». Герои, стремящиеся понять и исполнить подлинное предназначение человеческой жизни, честные перед собой и другими, обретают гармонию между собой и миром. Люди, живущие по искусственным законам общества, оказываются неспособны прожить свою подлинную жизнь, не имеют возможности обрести подлинное счастье.
3. Мотивы движения и покоя в лирике А.А. Блока.
Пояснение. Мотивы движения и покоя пронизывают лирику Блока и имеют разнообразное смысловое наполнение. Движение может ассоциироваться с неостановимым движением России в неизведанное будущее. Покой часто связан с напряженным ожиданием чуда, прихода в мир божественного начала, а также с отдыхом, заслуженно обретаемым «усталыми людьми
4. Идея верного и ошибочного пути в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" и поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри".
Пояснение. Понятие пути в обоих поэмах понимается одновременно буквально и символически. Ошибка путника – это «буквальное» отклонение от намеченных Мцыри и Чичиковым целей, но одновременно оно символизирует уклонение от подлинных жизненных целей, которые должен ставить перед собой человек: подмены нравственного и духовного развития пошлостью и застоем (у Гоголя) или уходом от гармонии с природой к замкнутости в стенах цивилизации (у Лермонтова).
5. Роль художественной детали в повести И. С. Тургенева "Ася".
Пояснение. В повести «Ася» присутствуют все виды художественной детали – портретная, пейзажная, предметная. Они позволяют создать Тургеневу психологические и социальные портреты персонажей. С помощью художественных деталей выражаются философские идеи автора.
6. Своеобразие композиции поэмы В. В. Маяковского "Облако в штанах".
Пояснение. В «Облаке в штанах» соединяются личное, субъективное начало и широкая картина обличения современного автору человечества: его искусства, его представлений о любви, религии и государственного строя. Сложное многоплановое произведение организуется в единое целое благодаря централизующей роли автора-лирического героя, а также пронизывающим поэму сквозных тем и мотивов.
7. Элегические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова.
Пояснение. В целом ряде лирических произведений Лермонтова встречаются элегические мотивы: воспоминания о навсегда утраченной юности, гармонии и полноте жизни, предчувствие близкой смерти. Встречается типичный для элегии пейзаж. Эмоциональный строй многих стихотворений Лермонтова близок к типичной элегической грусти.
8. Проблема разума и чувства в рассказах А. П. Чехова и И.А. Бунина.
Пояснение. Для обоих писателей соотношение рационального и эмоционального начала в человеке и их значение для его жизни представляет важную проблему. Поступки и решения, сделанные под влиянием сильной страсти или мимолетного настроения, могут быть как верными, так и ошибочными. Однако и человеческий разум, рациональный подход к решению проблем не гарантирует персонажам успеха.
9. Лирическое и эпическое начала в поэме С. А. Есенина "Анна Снегина".
Пояснение. Соединение эпического и лирического начал – важнейшая особенность поэмы Есенина. Это соединение позволяет создать произведение о важнейших событиях в жизни страны и ее народа, вызывающих у автора глубоко личное переживание. Судьба страны становится собственной судьбой автора-лирического героя поэмы.
Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let