Частная школа 1-11 класс

Почувствуйте разницу в школьном образовании
с авторскими методиками

"Ломоносов". Литература

2658
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада школьников «Ломоносов»

по литературе

2016-2017 уч. года

Отборочный этап.

Задания 10-11 классы

Тур 2

 

Вариант первый

Задание 1

(регистрационное)

А. И. Солженицын является автором Романа

"Тихий Дон" Рассказа

"Господин из Сан-Франциско"

Рассказа Дама с собачкой"

Не является автором ни одного из перечисленных произведений

 

Задание 2

В каких произведениях русской литературы 20-го века герои принимают на себя заведомо невыполнимую задачу? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.

Задание 3

Напишите эссе на одну из трех тем:

1. Функции исповеди персонажа в романе Пушкина "Дубровский" и романе Лермонтова "Герой нашего времени".

2. Идея воздаяния и возмездия в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".

3. Мотивы движения и покоя в лирике А. А. Блока.

Вариант второй

Задание 1

(регистрационное)

Рассказ И. А. Бунина называется

"Господин из Чикаго"

"Господин из Вашингтона"

"Господин из Сан-Диего" "Господин из Сан-Франциско"

Задание 2

В каких произведениях русской литературы 20-го века герои решаются на рискованный эксперимент? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.

Задание 3

Напишите эссе на одну из трех тем:

1. Идея верного и ошибочного пути в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" и поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри".

2. Роль художественной детали в повести И. С. Тургенева "Ася".

3. Своеобразие композиции поэмы В. В. Маяковского "Облако в штанах".

Вариант третий

Задание 1

(регистрационное)

Как сложилась судьба Ленского в романе "Евгений Онегин"?

Он женился на Ольге Лариной.

Он стал профессором Геттингенского университета.

Он стал знаменитым поэтом.

Он был в расцвете лет убит на дуэли.

Задание 2

В каких произведениях русской литературы 20-го века герои совершают непоправимую ошибку? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.

Задание 3

Напишите эссе на одну из трех тем:

1. Проблема разума и чувства в рассказах А. П. Чехова и И. А. Бунина.

2. Элегические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова.

3. Лирическое и эпическое начала в поэме С. А. Есенина "Анна Снегина".

Общие требования к заданию 1

1. От участника требуется выбрать тот ответ на вопрос, который он считает правильным.

Общие требования к заданию 2

1. Выбранные стихотворения должны содержать указанный в вопросе мотив. При этом допускается как узкое, так и расширительное его понимание (при условии, что автор обоснует правомерность расширенного его понимания).

2. Необходимо обосновать выбор произведений, имея в виду не только присутствие в них обозначенного в вопросе мотива, но и степень их репрезентативности.

3. Необходимо сопоставить выбранные произведения, выявляя в них черты как сходства, так и различия.

4. Ответ на вопрос должен быть дан правильным русским языком, свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, чрезмерно бытовой и разговорной лексики.

5. Автор должен писать грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Общие требования к заданию 3

1. Тема должна быть понята верно, все слова (не только имя автора и название его произведений, но и термины и понятия), употребленные в названии, должны быть осмыслены и использованы в работе при анализе произведений и построения аргументации. Уклонения от темы, использование произведений, не обозначенных в названии, допустимо только в том случае, если они позволяют лучше раскрыть анализируемые произведения, глубже раскрыть выбранную тему. 2. Тема должна быть раскрыта на максимальном количестве материала. Если идет речь о лирике, то желательно использовать все лирические произведения, относящиеся к теме. Если идет речь о большом эпическом или драматическом произведении - все персонажи и эпизоды этого произведения, относящиеся к теме, должны быть проанализированы. Тема также должна быть раскрыта в как можно большем количестве аспектов.

3. Автор должен проявить знание текстов, не делать фактических ошибок (в названиях, цитатах, датах создания произведений, описании исторического контекста, в котором произведения создавались). Рассуждение должно быть построено логично и последовательно. Всякое суждение должно подтверждаться примерами из текста.

4. Эссе должно быть написано правильным русским языком, быть свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, чрезмерно бытовой и разговорной лексики.

5. Эссе должно быть написано грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Пояснения к отдельным заданиям

Задание 1

А. И. Солженицын является автором

Романа "Тихий Дон" Рассказа

"Господин из Сан-Франциско"

Рассказа Дама с собачкой"

Не является автором ни одного из перечисленных произведений

Правильный ответ: Не является автором ни одного из перечисленных произведений.

 

Рассказ И. А. Бунина называется

"Господин из Чикаго"

"Господин из Вашингтона"

"Господин из Сан-Диего"

"Господин из Сан-Франциско"

Правильный ответ: "Господин из Сан-Франциско".

 

Как сложилась судьба Ленского в романе "Евгений Онегин"?

Он женился на Ольге Лариной

Он стал профессором Геттингенского университета

Он стал знаменитым поэтом

Он был в расцвете лет убит на дуэли

Правильный ответ: Он был в расцвете лет убит на дуэли.

Задание 2

В каких произведениях русской литературы 20-го века герои принимают на себя заведомо невыполнимую задачу? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.

Пояснение. Примеры произведений: «Котлован» А.П. Платонова, «На дне» А.М. Горького, «Последний бой майора Пугачева» В.Т. Шаламова. Допускается выбор других произведений при условии, что участник обоснует наличие в них указанного элемента содержания.

 

В каких произведениях русской литературы 20-го века герои решаются на рискованный эксперимент? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.

Пояснение. Примеры произведений: «Собачье сердце» М.А. Булгакова, «Мы» Е.И. Замятина, «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Допускается выбор других произведений при условии, что участник обоснует наличие в них указанного элемента содержания.

 

В каких произведениях русской литературы 20-го века герои совершают непоправимую ошибку? Приведите 3-4 примера. Обоснуйте Ваш выбор. Сопоставьте выбранные произведения.

Пояснение. «Судьба человека» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Миль пардон, мадам» В.М. Шукшина. Допускается выбор других произведений при условии, что участник обоснует наличие в них указанного элемента содержания.

Задание 3

1. Функции исповеди персонажа в романе А.С. Пушкина "Дубровский" и романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Пояснение. Исповедь героя – одно из наиболее традиционных художественных средств, используемых в романтической литературе. Исповедь позволяет раскрыть внутренний мир героев, узнать о том, как они сформировались, понять их цели и стремления. Романтическая исповедь становится поворотным моментом в отношениях между героями, играет центральную роль в композиции обоих произведений.

2. Идея воздаяния и возмездия в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".

Пояснение. Закон возмездия и воздания играет важную в романе Толстого «Война и мир». Герои, стремящиеся понять и исполнить подлинное предназначение человеческой жизни, честные перед собой и другими, обретают гармонию между собой и миром. Люди, живущие по искусственным законам общества, оказываются неспособны прожить свою подлинную жизнь, не имеют возможности обрести подлинное счастье.

3. Мотивы движения и покоя в лирике А.А. Блока.

Пояснение. Мотивы движения и покоя пронизывают лирику Блока и имеют разнообразное смысловое наполнение. Движение может ассоциироваться с неостановимым движением России в неизведанное будущее. Покой часто связан с напряженным ожиданием чуда, прихода в мир божественного начала, а также с отдыхом, заслуженно обретаемым «усталыми людьми

4. Идея верного и ошибочного пути в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" и поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри".

Пояснение. Понятие пути в обоих поэмах понимается одновременно буквально и символически. Ошибка путника – это «буквальное» отклонение от намеченных Мцыри и Чичиковым целей, но одновременно оно символизирует уклонение от подлинных жизненных целей, которые должен ставить перед собой человек: подмены нравственного и духовного развития пошлостью и застоем (у Гоголя) или уходом от гармонии с природой к замкнутости в стенах цивилизации (у Лермонтова).

5. Роль художественной детали в повести И. С. Тургенева "Ася".

Пояснение. В повести «Ася» присутствуют все виды художественной детали – портретная, пейзажная, предметная. Они позволяют создать Тургеневу психологические и социальные портреты персонажей. С помощью художественных деталей выражаются философские идеи автора.

6. Своеобразие композиции поэмы В. В. Маяковского "Облако в штанах".

Пояснение. В «Облаке в штанах» соединяются личное, субъективное начало и широкая картина обличения современного автору человечества: его искусства, его представлений о любви, религии и государственного строя. Сложное многоплановое произведение организуется в единое целое благодаря централизующей роли автора-лирического героя, а также пронизывающим поэму сквозных тем и мотивов.

7. Элегические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова.

Пояснение. В целом ряде лирических произведений Лермонтова встречаются элегические мотивы: воспоминания о навсегда утраченной юности, гармонии и полноте жизни, предчувствие близкой смерти. Встречается типичный для элегии пейзаж. Эмоциональный строй многих стихотворений Лермонтова близок к типичной элегической грусти.

8. Проблема разума и чувства в рассказах А. П. Чехова и И.А. Бунина.

Пояснение. Для обоих писателей соотношение рационального и эмоционального начала в человеке и их значение для его жизни представляет важную проблему. Поступки и решения, сделанные под влиянием сильной страсти или мимолетного настроения, могут быть как верными, так и ошибочными. Однако и человеческий разум, рациональный подход к решению проблем не гарантирует персонажам успеха.

9. Лирическое и эпическое начала в поэме С. А. Есенина "Анна Снегина".

Пояснение. Соединение эпического и лирического начал – важнейшая особенность поэмы Есенина. Это соединение позволяет создать произведение о важнейших событиях в жизни страны и ее народа, вызывающих у автора глубоко личное переживание. Судьба страны становится собственной судьбой автора-лирического героя поэмы.

 Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

2658
Поделиться: