"Ломоносов". Литература

202
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада школьников «Ломоносов»

по литературе 2016-2017 уч. года

Заключительный тур.

Задания и ответы 10-11 классы

 

Задание 1

Критерии оценки: 15 баллов.

Вариант 1

Ответьте на следующий вопрос (в 7-10 предложениях):

В каких произведениях русской литературы XIX-го века используется прием хронологической перестановки (или инверсии)? Приведите два-три примера, кратко опишите функции этого приема в выбранных вами произведениях.

Часто используемый прием (при котором нарушается хронологическая последовательность событий, изображенных в произведении: например, о том, что происходило в детстве героя, сообщается в тот момент, когда он находится при смерти). Его можно встретить, например, в «Герое нашего времени», где он играет решающую роль в композиции произведения, в поэме «Мцыри», в романе Гончарова «Обломов», в первом томе поэмы Гоголя «Мертвые души». Функции, выполняемые этим приемом, многочисленны. Например, в поэме «Мцыри» он служит для того, чтобы создать у читателя ощущение заведомой невыполнимости затеянного главным героем «предприятия». В «Герое нашего времени» прием позволяет выполнить психологическую задачу – постепенно раскрыть внутренний мир главного героя.

Вариант 2

Ответьте на следующий вопрос (в 7-10 предложениях):

В каких произведениях русской литературы 19-го века используется прием умолчания? Приведите два-три примера, кратко опишите функции этого приёма в выбранных вами произведениях.

Часто используемый прием (основанный на том, что автор умалчивает о каких-то событиях, поступках или внутренних состояниях героев, играющих существенную роль в развитии действия произведения). Его можно увидеть, например, в поэме «Мертвые души», в романе «Евгений Онегин», где умалчивается о путешествии главного героя. Прием может выполнять разнообразные функции, например, позволяет поддержать напряжение, заинтриговать читателя (в первом томе «Мертвых душ»), в некоторых случаях избежать прямого описания непристойных или тяжелых для восприятия событий, происшествий (в «Кому на Руси жить хорошо» или «Преступлении и наказании»).

Задание 2

Критерии оценки: 85 баллов.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем.

1. Проблема идеала и действительности в романе И.А. Гончарова «Обломов» и романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Заглавная проблема была впервые поставлена романтиками, изображавшими в своих произведениях непримиримый конфликт идеала и действительности. От участника олимпиады требуется поставить вопрос о том, как сходная проблематика решалась в реалистических произведениях.

Прежде всего необходимо показать, что действительность, окружающая персонажей двух романов, сложна и неоднозначна. И в том и в другом произведении окружающая героев жизнь несет в себе как положительное (народ, природа), так и отрицательное начало (светское общество, мелкая чиновничья среда, мир пошляков, хищников и карьеристов).

Во-вторых, необходимо показать разнообразие идеалов, которые выдвигают персонажи: идеалы возвышенной любви, дружбы, жизни в идиллическом мире, сознательной деятельной жизни, свободы, красоты. Герои берут их из книг, воспоминаний, рассказов, получают в процессе воспитания, создают в своем воображении. Идеалы могут быть и вполне низменными или упрощенными – процветание, карьера, удачное замужество.

В-третьих, нужно показать, как соотносятся идеал и действительность. Здесь могут быть и случаи, когда идеал практически не отличается от самой действительности (у гостей Обломова в гончаровском романе, у представителей светского общества в «Евгении Онегине»). Противоположный случай – идеал, совершенно оторванный от жизни, не имеющий с ней практически ничего общего (Ленский, Обломов). Есть и промежуточный случай, когда идеал возвышается над жизнью, но не вступает с ней в непримиримое противоречие (Штольц, Ольга Ильинская).

В работе необходимо сделать выводы о том, какое соотношение между идеалом и действительностью оба писателя считают наиболее гармоничным, насколько неизбежным им представляется непримиримое противоречие между идеалом и окружающей действительностью.

2. Образы врачей в произведениях М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и А.П. Чехова.

Несмотря на то, что данные авторы писали в разные эпохи, можно обнаружить в их произведениях черты сходства в изображении представителей этой профессии.

Образы врачей в русской литературе имеют сходные черты, тесно связанные с «общественными представлениями» о самой профессии. Врач, с одной стороны, традиционно ассоциируется с естественными науками, с подходом к человеку, которому присуща крайняя степень детерминизма и материализма. Врачу также устойчиво приписывают некоторый цинизм, скептическое отношение к человеку и мизантропию. Несомненно, такими чертами обладают доктор Вернер, Евгений Базаров и Дмитрий Старцев. По тем же причинам закономерно нигилист, скептически относящийся ко всем проявлениям человеческого духа, презирающий романтизм и «эстетику», также сделан Тургеневым врачом.

С другой стороны, профессия врача устойчиво ассоциируется со стремлением помочь человеку, воспринимается как высшее проявление гуманизма и любви к ближнему. Такими качествами наделены и доктор Вернер (плакавший над умирающим солдатом), и отчасти молодой Старцев. Не чужд такого и Базаров, готовый просто в силу профессии оказать помощь и своему противнику после дуэли.

При этом все писатели наделяют своих врачей специфическими чертами. Вернер – двойник главного героя «Отцов и детей», не способный, однако, встать с ним на один уровень. Базаров – главный герой романа, несущий всю тяжесть конфликта со старшим поколением (не надо забывать, что и его отец – врач, и что Николай Петрович тоже лечит. Центральная антитеза разночинцев и дворян дополняется таким образом противопоставлением серьезного отношения к медицине и легкомысленного отношения к ней как к своего рода игре, увлечению). В рассказе «Ионыч» едва ли не впервые появляется образ врача, для которого медицина становится только средством достижениям материальных благ. Это представляется не только как своего рода предательство миссии врача, но и признак предельной духовной деградации человека.

3. Судьба страны и судьбы лирических героев в поэзии А.А. Ахматовой и А.А. Блока.

Оба поэта проходят путь от аполитичности, углубленности в метафизические поиски или частную жизнь к теме Родины. И тот, и другой поэт в определенный момент своего поэтического и духовного развития начинают строить свое лирическое «я» как тесно связанное с Россией и ее судьбой, не способное и не собирающееся замкнуться в личных проблемах.

Объединяет лирических героев Блока и Ахматовой ощущение трагичности судьбы России. У Блока это проявляется в образе креста, кровавого заката, бешеной скачки. Судьба страны – это вечный бой, вечное сражение. Сходные мотивы есть у Ахматовой: в ее поздней лирике Родина предстает как терзаемая врагами (внешними или внутренними). Оба лирических героя испытывают любовь к стране, усиленную жалостью к ней и ее народу.

Оба лирических героя принимают судьбу своей страны, готовы разделить ее. У Блока это проявляется в образе воина на поле Куликовом, принимаемом лирическим героем. Путь России пронзает ему грудь стрелой «татарской древней воли». У Ахматовой это принятие выражено через отрицание соблазна, исходящего от тех, кто эту «землю» «бросил», невозможность бросить землю, оставить ее в часы страданий.

Различие заключается в том, что лирический герой Блока в целом пассивен, он только разделяет судьбы своей Родины. Лирическая героиня Ахматова ощущает себя хозяйкой судьбы страны, не только разделяя ее судьбу, но и в каком-то смысле определяя ее. Как поэт, она имеет свою миссию по отношению к своей стране и народу, сберегая язык, русское слово как великую ценность и залог возможности будущего.

В сочинение, претендующее на высокий балл, необходимо включить в размышление поэму «Реквием», в которой сильно выражено лирическое начало и судьба страны тесно переплетается с судьбой лирической героини.

Общие критерии оценки работ

 1. Тема должна быть понята верно, все слова (не только имя автора и название его произведений, но и термины и понятия), употребленные в названии, должны быть осмыслены и использованы в работе при анализе произведений и построения аргументации. Уклонения от темы, использование произведений, не обозначенных в названии, допустимо только в том случае, если они позволяют глубже раскрыть выбранную тему.

2. Тема должна быть раскрыта на максимальном количестве материала. Если идет речь о лирике, то желательно использовать как можно больше лирических произведений, относящихся к теме. Если идет речь о большом эпическом или драматическом произведении - все персонажи и эпизоды этого произведения, относящиеся к теме, должны быть проанализированы. Тема также должна быть раскрыта в как можно большем количестве аспектов.

3. Автор должен проявить знание текстов, не делать фактических ошибок (в названиях, цитатах, датах создания произведений, описании исторического контекста, в котором произведения создавались). Рассуждение должно быть построено логично и последовательно. Всякое суждение должно подтверждаться примерами из текста.

4. Сочинение должно быть написано правильным русским языком, быть свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, бытовой и разговорной лексики.

5. Сочинение должно быть написано грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.

***

Победителем олимпиады становится тот участник, чьи работы максимально полно соответствуют приведенным выше критериям.

 

Призером олимпиады становится участник, в чьей работе выполнены в целом требования, предъявляемые к сочинению (для учеников 5-8 классов) или к первому заданию и сочинению (для учеников 9-11 классов), но не все тексты, их персонажи, эпизоды упомянуты (при этом хорошее знание текста обязательно). Имеются незначительные фактические и / или грамматические ошибки, некоторые стилистические погрешности. Работы, оцениваемые как менее удачные, не соответствуют перечисленным выше критериям оценки; тема в них раскрывается недостаточно полно, отсутствует анализ текста. Автор слабо знает текст, допускает стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.

 Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

202
Тэги:   
Поделиться: