Частная школа 1-11 класс

Почувствуйте разницу в школьном образовании
с авторскими методиками

"Ломоносов". Литература.

2820
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

Олимпиада Ломоносов

Олимпиада школьников «Ломоносов»

по литературе

2016-2017 уч. года

Отборочный этап.

Задания и ответы 7-9 классы

 

Общие требования к заданию 1

От участника требуется выбрать тот ответ на вопрос, который он считает правильным.

Общие требования к заданию 2

1. Необходимо правильно указать жанры, черты которых присутствуют в указанном произведении.

2. Необходимо обосновать выбор примеров произведений, написанных в этих жанрах.

3. Ответ на вопрос должен быть дан правильным русским языком, свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, бытовой и разговорной лексики.

4. Автор должен писать грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Общие требования к заданию 3

1. Тема должна быть понята верно, все слова (не только имя автора и название его произведений, но и термины и понятия), употребленные в названии, должны быть осмыслены и использованы в работе при анализе произведений и построения аргументации.

2. Тема должна быть раскрыта на максимальном количестве материала. Если идет речь о лирике, то желательно использовать как можно больше лирических произведений, относящихся к теме. Если идет речь о большом эпическом или драматическом произведении - большинство персонажей и эпизодов этого произведения, относящихся к теме, должно быть проанализировано. Тема также должна быть раскрыта в как можно большем количестве аспектов.

3. Автор должен проявить уверенное знание текстов, не делать фактических ошибок (в названиях, цитатах). Рассуждение должно быть построено логично и последовательно. Всякое суждение должно подтверждаться примерами из текста.

4. Эссе должно быть написано правильным русским языком, быть свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, бытовой и разговорной лексики.

5. Эссе должно быть написано грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Пояснения к отдельным заданиям

Задание 1

Фамилия главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Сапожкин

Собачкин

Тряпичкин

Башмачкин

Другая

Правильный ответ: Башмачкин.

 

В поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" первым помещиком, которого посетил Чичиков в его имении, был

Ноздрев

Собакевич

Манилов

Плюшкин

Правильный ответ: Манилов.

 

Задание 2

Черты каких жанров имеет стихотворение А. С. Пушкина "Вновь я посетил"? Аргументируйте ответ, приведите примеры произведений, написанных в тех жанрах, о которых будете говорить.

Пояснение. Прежде всего это жанры элегии и философского отрывка. Образцы таких жанров можно встретить в творчестве В. А. Жуковского (например, «Вечер») и Тютчева (например, «Тени сизые смесились...).

Черты каких жанров имеет стихотворение Н. А. Некрасова "Железная дорога"? Аргументируйте ответ, приведите примеры произведений, написанных в тех жанрах, о которых будете говорить.

Пояснение. Стихотворение Некрасова «Железная дорога» создана на соединении черт целого ряда лирических и лиро-эпических жанров, среди которых баллада и обличительная ода. Примерами таких жанров могут быть баллада В.А. Жуковского «Светлана» и ода А.С. Пушкина «Вольность».

Задание 3

1. Человек и природа в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри".

Пояснение. Природа в поэме предстает как романтический идеал, воплощая полноту и гармонию жизни, которых лишен цивилизованный человек. В лермонтовском произведении герой находится в отношениях одновременно враждебных и дружеских. В эпизоде боя Мцыри с барсом то и другое предстают как две стороны одного и того же.

2. Мотивы тепла и холода в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

Пояснение. Антитеза тепла и холода – важнейшая в поэме Некрасова. В «Морозе, Красном носе» показана своеобразная борьба этих двух начал в мире. Тепло человеческих отношений противопоставляется холоду природы. Холод ассоциируется с болезнью и смертью. Тепло – с любовью, жертвенностью и воскресением из мертвых.

3. Образ автора в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".

Пояснение. Образ автора играет важную роль в повести. Автор не только рассказывает читателю печальную историю, переданную ему самим главным героем произведения. Он делится с читателем чувствами, которые в его душе вызывают события, о которых повествует, настраивая читателя тем самым на «правильное» отношение к истории Лизы и Эраста.

4. Тема судьбы и случая в "Пиковой даме" А. С. Пушкина.

Пояснение. Тема судьбы, управляющей человеком, и случая, разрушающего его планы и расчеты, - одна из важнейших в пушкинском произведении. Она воплощается прежде всего в образе азартной карточной игры, приведшей Германна к жизненной катастрофе. Автор заставляет читателя задуматься о роли воли человека в его судьбе и об ответственности человека за свою жизнь.

5. Роль фантастики в повести Н. В. Гоголя "Шинель".

Пояснение. В повести используется необычный тип фантастики, основанный на принципе двойной мотивации. Фантастика в произведении позволяет выразить идею возмездия, а также создать образ Петербурга как «двойственного» города, в котором все является не тем, чем кажется.

6. Мотивы света и тьмы в "Слове о Полку Игореве".

Пояснение. В «Слове…» антитеза света и тьмы играет важную роль. Свет ассоциируется с красотой и богатством Руси, христианской верой, доблестью Игоря и Всеволода. Тьма связана с диким полем, чужой землей, язычеством. Тьма несет дурные предзнаменования и угрозу самому существованию Руси и ее народа. Свет обещает надежду и спасение.

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

2820
Поделиться: