"Ломоносов". Литература.
Олимпиада школьников "Ломоносов"
Олимпиада школьников «Ломоносов»
по литературе
2016-2017 уч. года
Отборочный этап.
Задания и ответы 7-9 классы
Общие требования к заданию 1
От участника требуется выбрать тот ответ на вопрос, который он считает правильным.
Общие требования к заданию 2
1. Необходимо правильно указать жанры, черты которых присутствуют в указанном произведении.
2. Необходимо обосновать выбор примеров произведений, написанных в этих жанрах.
3. Ответ на вопрос должен быть дан правильным русским языком, свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, бытовой и разговорной лексики.
4. Автор должен писать грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Общие требования к заданию 3
1. Тема должна быть понята верно, все слова (не только имя автора и название его произведений, но и термины и понятия), употребленные в названии, должны быть осмыслены и использованы в работе при анализе произведений и построения аргументации.
2. Тема должна быть раскрыта на максимальном количестве материала. Если идет речь о лирике, то желательно использовать как можно больше лирических произведений, относящихся к теме. Если идет речь о большом эпическом или драматическом произведении - большинство персонажей и эпизодов этого произведения, относящихся к теме, должно быть проанализировано. Тема также должна быть раскрыта в как можно большем количестве аспектов.
3. Автор должен проявить уверенное знание текстов, не делать фактических ошибок (в названиях, цитатах). Рассуждение должно быть построено логично и последовательно. Всякое суждение должно подтверждаться примерами из текста.
4. Эссе должно быть написано правильным русским языком, быть свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, бытовой и разговорной лексики.
5. Эссе должно быть написано грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Пояснения к отдельным заданиям
Задание 1
Фамилия главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Сапожкин
Собачкин
Тряпичкин
Башмачкин
Другая
Правильный ответ: Башмачкин.
В поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" первым помещиком, которого посетил Чичиков в его имении, был
Ноздрев
Собакевич
Манилов
Плюшкин
Правильный ответ: Манилов.
Задание 2
Черты каких жанров имеет стихотворение А. С. Пушкина "Вновь я посетил"? Аргументируйте ответ, приведите примеры произведений, написанных в тех жанрах, о которых будете говорить.
Пояснение. Прежде всего это жанры элегии и философского отрывка. Образцы таких жанров можно встретить в творчестве В. А. Жуковского (например, «Вечер») и Тютчева (например, «Тени сизые смесились...).
Черты каких жанров имеет стихотворение Н. А. Некрасова "Железная дорога"? Аргументируйте ответ, приведите примеры произведений, написанных в тех жанрах, о которых будете говорить.
Пояснение. Стихотворение Некрасова «Железная дорога» создана на соединении черт целого ряда лирических и лиро-эпических жанров, среди которых баллада и обличительная ода. Примерами таких жанров могут быть баллада В.А. Жуковского «Светлана» и ода А.С. Пушкина «Вольность».
Задание 3
1. Человек и природа в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри".
Пояснение. Природа в поэме предстает как романтический идеал, воплощая полноту и гармонию жизни, которых лишен цивилизованный человек. В лермонтовском произведении герой находится в отношениях одновременно враждебных и дружеских. В эпизоде боя Мцыри с барсом то и другое предстают как две стороны одного и того же.
2. Мотивы тепла и холода в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
Пояснение. Антитеза тепла и холода – важнейшая в поэме Некрасова. В «Морозе, Красном носе» показана своеобразная борьба этих двух начал в мире. Тепло человеческих отношений противопоставляется холоду природы. Холод ассоциируется с болезнью и смертью. Тепло – с любовью, жертвенностью и воскресением из мертвых.
3. Образ автора в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".
Пояснение. Образ автора играет важную роль в повести. Автор не только рассказывает читателю печальную историю, переданную ему самим главным героем произведения. Он делится с читателем чувствами, которые в его душе вызывают события, о которых повествует, настраивая читателя тем самым на «правильное» отношение к истории Лизы и Эраста.
4. Тема судьбы и случая в "Пиковой даме" А. С. Пушкина.
Пояснение. Тема судьбы, управляющей человеком, и случая, разрушающего его планы и расчеты, - одна из важнейших в пушкинском произведении. Она воплощается прежде всего в образе азартной карточной игры, приведшей Германна к жизненной катастрофе. Автор заставляет читателя задуматься о роли воли человека в его судьбе и об ответственности человека за свою жизнь.
5. Роль фантастики в повести Н. В. Гоголя "Шинель".
Пояснение. В повести используется необычный тип фантастики, основанный на принципе двойной мотивации. Фантастика в произведении позволяет выразить идею возмездия, а также создать образ Петербурга как «двойственного» города, в котором все является не тем, чем кажется.
6. Мотивы света и тьмы в "Слове о Полку Игореве".
Пояснение. В «Слове…» антитеза света и тьмы играет важную роль. Свет ассоциируется с красотой и богатством Руси, христианской верой, доблестью Игоря и Всеволода. Тьма связана с диким полем, чужой землей, язычеством. Тьма несет дурные предзнаменования и угрозу самому существованию Руси и ее народа. Свет обещает надежду и спасение.
Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let