"Ломоносов". Литература
Олимпиада школьников "Ломоносов"
Олимпиада школьников «Ломоносов»
по литературе
2016-2017 уч. года
Заключительный тур.
Задания и ответы 9 класс
Задание 1
Критерии оценки: 15 баллов.
Ответьте на следующий вопрос (в 7-10 предложениях):
В каких произведениях русской литературы XIX-го века используется гротеск? Приведите два-три примера, кратко опишите функции этого художественного приема в выбранных вами произведениях.
Гротеск (прием, основанный на нарушении жизненных пропорций, доведенных до фантастики, невероятного) используется чаще всего в произведениях писателей-сатириков, например, сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, произведениях Н.В. Гоголя «Ревизор», «Мертвые души». Функции приема многочисленны, среди них создание комического эффекта, показ нелепости, абсурдности изображаемых сатирически явлений жизни, их несоответствия требованиям разума и чувству справедливости и правды.
Задание 2
Критерии оценки: 85 баллов.
Напишите сочинение на одну из предложенных тем.
1. Исторические факты и художественный вымысел в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
В трагедии преобладают реальные исторические персонажи и исторические события. Вымышленные персонажи и события также присутствуют, но находятся на периферии. И те, и другие позволяют автору не только достоверно воссоздать ход исторических событий, но и выдвинуть определенную историческую концепцию, согласно которой движение истории определяется не только волей государственных деятелей, но и «мнением», по выражению Пушкина, народа.
2. Своеобразие речи персонажей в юмористических рассказах А.П. Чехова.
Нужно обратить внимание на то, что в юмористических рассказах Чехова речь персонажей становится и способом характеристики, представления читателю персонажей, и самостоятельным объектом изображения. Употребляемые слова и выражения, синтаксические конструкции создают комический эффект, производят впечатление речевой игры.
3. Своеобразие сюжета и композиции повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Необходимо обратить внимание на элементы в сюжете повести Булгакова, превращающие ее в научно-фантастическое произведение, пояснить роль благополучной развязки в общем замысле автора. Говоря о композиции, нужно показать функции кольцевого обрамления, роль вставок в виде внутренних монологов собаки, дневника доктора Борменталя, показать роль антитезы и параллелизма, необходимых для понимания сходства и различия Шарикова и Шарика.
Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let