Подготовка к ЕГЭ в Telegram

🔥 Бонус:
1. Все формулы по Алгебре
2. Речевые клише для Задания №27

"Ломоносов". Обществознание

4221
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

Олимпиада Ломоносов

 

Олимпиада школьников "Ломоносов"

по обществознанию

10-11 классы

Заключительный этап

1 вариант

Задание 1. Ниже приводятся сведения об одном социальном явлении. Внимательно прочитайте их и выполните задания в конце текста:

Этим понятием обозначается необратимый исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в размещении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д. Это – многомерный демографический, социально-экономический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общества и территориального разделения труда. В более узком, статистико-демографическом понимании речь идёт о тенденции роста городов, особенно больших, о повышении удельного веса городского населения в стране, регионе, мире. Развитие этого процесса тесно связано с особенностями формирования городского населения и роста городов: естественным приростом самого городского населения, включением в городскую черту или отнесением в административное подчинение пригородных территорий (включая города, поселки и села); преобразованием сельских населенных пунктов в городские. Фактически рост городов происходит также за счет формирования более или менее широких пригородных зон и заселённых местностей. Условия жизни населения в этих районах все более сближаются с условиями жизни в больших городах – центрах тяготения этих зон, которые стремятся к поглощению окружающих сельских районов.

А) Назовите явление, о котором идёт речь: урбанизация

2 балла за правильный ответ

Б) Укажите его синоним или наиболее близкое к нему другое социальное явление: агломерация

2 балла за правильный ответ

В) Какую социальную характеристику обсуждаемого явления Вы бы могли добавить. Кратко сформулируйте её.

В тексте была упущена следующая важная характеристика

- урбанизация подразумевает рост количества промышленных предприятий, увеличение объёмов промышленного производства и, соответственно, сокращение доли населения, занятого в сельскохозяйственном производстве. Отсюда города становятся центрами экономической, политической и культурной жизни.

2 балла за корректно сформулированную характеристику.

Всего за задание – 6 баллов.

Задание 2. Один публицист высказал следующую мысль:

«Символ правосудия, - весы в руке Фемиды, изначально предполагает управление правосудием чьими-то руками».

Как Вы думаете, в чём состоит главная ошибка этого публициста, и какую опасность для общества несёт такое понимание упомянутого правового института? Свой ответ сформулируйте ниже:

Ошибка: утверждение о том, что судебная власть является не самостоятельным, а зависимым социальным институтом. Знаменитый символ говорит как раз об обратном: Правосудие, у которого ради достижения большей объективности судебного процесса, завязаны глаза, само (без посторонней помощи) держит весы.

Опасность: потеря доверия к правосудию, разрушение его авторитета, убеждение в его ангажированном характере.

Максимальный балл за задание – 8 (4 за указание на ошибку, 4 за формулировку опасности).

Задание 3. Ниже приводится рассуждение о войне. Внимательно прочитайте его и определите, какой политической идеологии придерживается автор:

Войны представляют собой одно из сложных и противоречивых явлений социальной жизни. Они проходят через всю историю классового общества и оказывают огромное влияние на жизнь народов и государств, замедляя или ускоряя ход общественного развития.

В противоположность многим теоретикам, проповедующим вечность и неустранимость войн, мы показали, что война есть общественно-историческое явление, возникшее на определенной ступени развития человеческого общества. Существует непосредственная зависимость войны от способа производства, от классовой структуры общества.

Война по своей сущности есть продолжение политики того или иного класса насильственными средствами. Господствующие классы и их правительства осуществляют свои классовые цели, свою политику самыми различными средствами — экономическими, идеологическими, дипломатическими и т. д. Если эти средства не приводит к поставленным целям, господствующие классы и государства прибегают к открытому насильственному, вооруженному способу борьбы – к войне. Поэтому, чтобы понять сущность войны и породившие ее причины, надо изучить политику, проводимую известными классами и державами перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне. Если политика империалистическая, т. е. защищает интересы финансового капитала, грабящего и угнетающего колонии и чужие страны, то и война, вытекающая из этой политики, есть империалистическая война. Если политика национально-освободительная, т. е. выражает интересы народа, его борьбу против национального гнета, то и война, вытекающая из такой политики, есть национально-освободительная война.

А) Политическая идеология: коммунизм (социализм).

2 балла за правильный ответ

Б) Как, по Вашему мнению, указанная политическая идеология предложила бы решить глобальную проблему войны? Что, с её точки зрения, надо сделать для утверждения всеобщего мира? Сформулируйте Ваш ответ:

Конец войнам положит социалистическая революция, которая ликвидирует классы, классовую вражду и эксплуатацию человека человеком. Без классовых противоречий войн больше не будет.

До 8 баллов за правильное объяснение

Всего за задание – 10 баллов.

Задание 4. Вам поручено написать брошюру на тему «Предпринимательство как основа рыночной экономики». Используя знания, полученные в школьном курсе обществознания, напишите аннотацию будущего издания на 12 строчек, где будет выражена основная мысль брошюры.

В ответе должны быть следующие элементы:

Понятие предпринимательства: особый род хозяйственной деятельности, которая осуществляется на свой страх и риск, направлена на получение прибыли, и не противоречит закону.

Значение предпринимательства: является основой рыночной экономики.

Цель предпринимательства – самореализация, увеличение собственного благосостояния, ответственность за судьбу своего города/региона/страны Основные черты предпринимательства: добровольность, самостоятельность, инновационность, креативность, инициативность, работа на перспективу (проективность), максимальная эффективность, наличие социальных обязанностей

(платить налоги, соответствовать законодательству, поддерживать честную конкуренцию и т.д.)

Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое. Также различаются индивидуальное и коллективное предпринимательство.

Максимальная оценка за задание – 10 баллов

Задание 5. Ниже приводится текст, в котором автор, представляющий одно философское направление, критикует другое философское направление. Внимательно изучите этот текст и выполните к нему задания.

По теперешнему положению дел условия для разговоров о природе стали более жестокими и опасными по причине их учений и методов. Ибо они не только в меру своих сил привели теологию в порядок и придали ей форму науки, но и вдобавок еще добились того, что строптивая и колючая античная философия смешалась, более чем следовало, с религией. Если же кто-либо недоволен умозрительными тонкостями, то что же тогда сказать о них, которые без конца предавались тонкостям? Ведь эти тонкости сводились к словам или по крайней мере к ходячим понятиям (что означает то же самое), а не к вещам или природе. Они были бесполезны не только вначале, но и в дальнейшем, а не как те, о которых мы говорим, бесполезны в настоящем, но бесконечно полезны в дальнейшем. Пусть же люди знают достоверно, что тонкость споров и рассуждений ума станет запоздалой и превратной после открытия аксиом. Истинное же и надлежащее или по крайней мере предпочтительное время для тонкости заключается во взвешивании опыта и выводе из него аксиом. Ибо хотя та или другая тонкость старается уловить и обнять природу, однако никогда она ее не схватит и не обнимет. Следует, однако, заботиться не только о большом запасе опытов, но и о получении опытов другого рода, нежели те, кои совершены до сих пор. Должно ввести совсем другой метод и порядок, и ход работы для продолжения и обогащения опыта. Ибо смутный и руководящийся лишь собой опыт есть не более как движение наощупь и, скорее, притупляет ум людей, чем осведомляет его. Но когда опыт пойдет вперед по определенному закону, последовательно и беспрерывно, можно будет ожидать чего-то лучшего для наук. Люди же до сих пор мало задерживались на опыте и лишь слегка его касались, а на размышления и выдумки ума тратили бесконечное время. Если бы среди нас был кто-нибудь, кто отвечал бы нам на вопросы о фактах природы, то открытие всех причин и завершение наук было бы делом немногих лет.

А) Определите оба философских направления: эмпиризм

Критикует схоластику

2 балла за правильный ответ (по 1 баллу за каждое верно названное направление)

Б) Укажите по два представителя каждого направления:

критикующая сторона: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм и др.

критикуемая сторона: Фома Аквинский, Альберт Великий, П. Абеляр, У. Оккам и др.

По 1 баллу за каждую верно названную персоналию. Максимально – 4 балла.

В) Дайте определение выделенному жирным цветом термину: теология – религиозное учение о сущности, действии и проявлении Бога в мире.

2 балла за правильное определение

Г) Как это явление (термин) понимает критикуемое философское направление?

Согласно схоластике, теология – это главная наука, которая даёт самое достоверное знание о Боге и мире.

3 балла за верное объяснение.

Д) С каким положением критики Вы не согласны? Кратко аргументируйте причину Вашего несогласия:

Схоластика не только «придавалась тонкостям», как утверждает критик, но и затрагивала очень важные темы, касающиеся сущности бытия, познания, мышления, правильной жизни (морали). Также она исследовала ряд социально значимых вопросов (характер человека, правосудие, суть образования). Нет сомнения, что схоластика внесла большой вклад в развитие западной философии.

До 5 баллов за верное объяснение.

Максимально за задание – 16 баллов.

Задание 6. Ниже представлен взгляд одного революционного педагога на некоторые аспекты образования и воспитания. Внимательно ознакомьтесь с этими рассуждениями и, опираясь на материалы школьного курса обществознания, а также на свой социо-культурный опыт, напишите свой текст, в котором будет представлена рецензия на это высказывание. Рецензия должна быть построена по следующему плану:

1) Что предлагает автор? В чём заключатся отличие его понимания образования и воспитания от традиционных?

2) Подходит ли указанное понимание образования (воспитания) для современного мира? Как Вы думаете, сможет ли обладатель такого образования (воспитания) успешно социализироваться?

3) Что бы Вы могли добавить к размышлениям автора? Какие социальные, политические и экономические меры требуются для развития его взглядов на образование (воспитание)?

4) В чём, по Вашему мнению, заключаются недостатки и/или опасности приведённой педагогической концепции?

5) Какова, на Ваш взгляд, перспектива развития изложенных педагогических идей? Будут ли они востребованы в обществе, или их скоро забудут?

Минимальный объём письменного ответа – 500 слов.

Многие учащиеся, особенно те, кто беден, интуитивно знают, что с ними делают школы - они приучают их путать процесс и сущность. Нам необходимо исследовать возможности использования технологий для создания таких институтов, которые служили бы личному, творческому и независимому взаимодействию людей и возникновению ценностей, по самой своей сути не поддающихся технократическому контролю. Нам надо пересмотреть основы современной образовательной системы.

Во всем мире школа оказывает антиобразовательное влияние на общество: школа признается единственным институтом, специализирующимся на образовании. Провалы школы воспринимаются большинством людей как доказательство того, что образование является очень дорогостоящей, очень сложной, таинственной, а часто и почти неразрешимой задачей. Школа захватывает деньги, людей и добрую волю, предназначенные для образования, а кроме того, не дает другим социальным институтам брать на себя образовательные задачи. Работа, досуг, политика, переселение в города и даже семейная жизнь — все полагаются теперь на школы в формировании требуемых ими знаний и навыков вместо того, чтобы становиться средствами образования. Одновременно и школы, и зависящие от них социальные институты распугивают потенциальных потребителей своей непомерной стоимостью.

На самом же деле учение — это такая человеческая деятельность, которая в наименьшей степени нуждается в руководстве со стороны других людей. Истинное образование по большей части не является результатом обучения. Оно возникает в результате свободного участия в осмысленной деятельности. Большинство людей лучше всего учится именно так, а школа заставляет их поверить, что их личный познавательный рост обеспечивается тщательным планированием и руководством.

Признав необходимость школы, человек становится легкой добычей и для других институтов. Однажды позволив ограничить свою любознательность обучением по расписанию и учебному плану, молодые люди готовы подчиниться любому внешнему планированию. Обучение душит их порывы. Их уже нельзя предать — можно только обсчитать, ведь их учили ожидать, а не надеяться. Их больше не поражают поступки других людей — ни добрые, ни злые, ведь их научили, чего можно ждать от всякого другого человека, которого учили так же, как их. И это отношение равно распространяется и на людей, и на механизмы. Такой перенос ответственности с личности на учреждение надежно обеспечивает социальный регресс, особенно когда он считается обязательным. Так, восстававшие в годы учения против порядков в своей альма-матер выпускники добиваются мест на ее кафедрах, вместо того чтобы самим набраться мужества и заразить других идеей личного самостоятельного учения и принятия полной ответственности за его результаты.

Критерии оценки:

1) Формулировка позиции автора и отличия его понимания образования и воспитания от традиционных – до 5 баллов

2) Выражение позиции «Подходит ли указанное понимание образования (воспитания) для современного мира» и ответ на вопрос: «Сможет ли обладатель такого образования (воспитания) успешно социализироваться?» - до 10 баллов

3) Дополнение к размышлениям автора, указание на то, какие социальные, политические и экономические меры требуются для развития его взглядов на образование (воспитание)? – до 10 баллов

4) Указание на недостатки и/или опасности приведённой педагогической концепции – до 5 баллов.

5) Обоснование перспективы развития изложенных педагогических идей и их востребованности в обществе – до 5 баллов.

6) Обществоведческая грамотность, умение привести в доказательство своей точки зрения факты, теоретические положения, мнения крупных обществоведов – до 10 баллов.

7) Логическая последовательность, непротиворечивость, владение нормами письменного языка – до 5 баллов.

Максимальная оценка за задание 6 – 50 баллов.

Траектория правильного ответа:

1) По сути, автор предлагает отказаться от обязательной школьной программы и построить образование на том, что интересно ученику. Интерес рождается благодаря приобщению ученика к заинтересованному сообществу; в этом сообществе нет разделения на авторитарного учителя и подчинённого ученика. Все равны в своём стремлении научиться самим и помочь научиться другому.

2) Если учесть, сколько в наши дни существует разновидностей образования, альтернативных или оппозиционных официальным системам, то такой взгляд может быть востребованным. Появляются и становятся популярными различные виды виртуального и Интернет-образования; существуют целые сообщества знатоков различных областей, клубов по интересам, интеллектуальных сообществ, которые в т.ч. ставят образовательные цели.

Поможет ли такой взгляд успешно социализироваться? Создаётся впечатление, что такого рода подход к образованию больше соответствует потребностям и возможностям взрослых людей или старших подростков. Маленькие дети часто не имеют устойчивых интересов и им трудно чувствовать себя на равных со знатоками. Образование в авторском понимании станет эффективным, если ляжет на уже сформированную основу. В таком случае оно может дать большие возможности для социализации.

3) Что можно добавить? Авторское понимание образования должно опираться на разветвлённую систему социальных институтов, например, на сеть интеллектуальных центров, где каждый желающий может реализовать свой интерес.

Социальные меры: признание равноправия всех успешных стратегий и методик образования, отказ от обязательных государственных программ, придание высокого статуса креативным педагогам, работающим в образовательной системе, планируемой автором.

Политические меры: создание атмосферы толерантности к различным образовательным методикам, отказ от попыток формирования сознания ученика согласно господствующим политическим взглядам. В перспективе, нарисованной автором, роль государства в системе образования должно снижаться, уступая место частным инициативам.

Экономические меры: кредитование на выгодных условиях различных инновационных образовательных центров, учреждение для них налоговых льгот, развитие для их поддержки системы спонсорства и меценатства, высокий уровень доходов для «несистемных» педагогов.

4) Недостатки: в авторской программе нет конкретики. Как и на каких условиях будет осуществляться обучение заинтересованных людей? Кто будет гарантировать высокое качество такого образования? Может ли такая система наладить подготовку профессионалов высокого уровня? Не каждое планирование, о котором говорит автор, особенно планирование развития общества (государства), является бедой.

Опасности: то образование, о котором говорит автор, носит скорее индивидуальный и даже элитарный характер. Но в современном обществе требуется внедрить систему качественного массового образования, которое трудно представить без общих программ и элементов государственной политики. Авторская точка зрения, принятая некритично, может привести к делению людей на «заинтересованных» и «незаинтересованных», «способных» и «неспособных», у которых не будет доступа к креативному образованию. Это, в свою очередь, ведёт к социальной напряжённости.

5) Перспективы у этих идей, безусловно, есть. Только их следовало бы очистить от радикального пафоса (отказ от школ, замена школ некими креативными сообществами) и перенести в сферу разработки методик образования, которые должны быть направлены на пробуждение у ученика интереса к изучаемому предмету.

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

4221
Поделиться: