"Ломоносов". Обществознание
Олимпиада школьников "Ломоносов"
Олимпиада школьников "Ломоносов"
по обществознанию
10-11 классы
Заключительный этап
2 вариант
Задание 1. Ниже приводятся сведения об одном социальном явлении. Внимательно прочитайте их и выполните задания в конце текста:
Этим понятием традиционно обозначают покровительство, предоставляемое друзьям и родственникам вне зависимости от их профессиональных качеств и пользы для дела, это служебная пристрастность по отношению к «своим людям», называемая в просторечии «кумовство».
Это явление обусловлено природой человека, склонного проявлять естественную заботу о своих родных и близких. Так мир знает множество примеров детей, пошедших по стопам отцов: Дюма-отец и Дюма-сын, художники Васнецовы, династии Михалковых и Кончаловских. «Имя открывает тебе дверь, - пишет Адам Беллоу, - но если она хлопает тебя по носу, не вини никого, кроме самого себя».
С точки зрения профессионализма это явление часто становится причиной деловой неэффективности, так как назначение на должность близкого человека имеет смысл, в первую очередь, его выгодного трудоустройства, а не пользы для бизнеса. В большинстве случаев пристроенные «кумовья» не обладают качествами, соответствующими занимаемой им должности. Не случайно говорят: «кого ты знаешь важнее, чем то, чтό ты знаешь». В результате повсеместного «кумовства» массово принимаются некомпетентные решения, угрожающие развитию всех отраслей и экономики в целом. При этом ссылки на то, что надо создавать «профессиональные династии» выглядят несостоятельными.
А) Назовите явление, о котором идёт речь: непотизм
2 балла за правильный ответ
Б) Укажите его синоним или наиболее близкое к нему другое социальное явление: фаворитизм
2 балла за правильный ответ
В) Какую социальную характеристику обсуждаемого явления Вы бы могли
добавить. Кратко сформулируйте её: Непотизм говорит о слабо развитой системе отбора управленческих кадров, а также об отсутствии эффективного контроля общества за властью. Кроме того, непотизм является одной из причин коррупции.
2 балла за корректно сформулированную характеристику.
Всего за задание – 6 баллов
Задание 2. Один публицист высказал следующую мысль:
«Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше».
Как Вы думаете, в чём состоит главная ошибка этого публициста, и какую опасность для общества несёт такое понимание упомянутого правового института? Свой ответ сформулируйте ниже:
Ошибка: очевидно, что «хорошие» люди нуждаются в законах как в средстве защиты их прав от злых людей. Дурные люди не становятся от законов лучше, но у закона нет цели сделать лучше человека, есть цель – сделать лучше общество.
Опасность: правовой нигилизм. Раз законы бесполезны, то они и не нужны. Но смогут ли «хорошие люди» выжить там, где нет законов?
Максимальный балл за задание – 8 (4 за указание на ошибку, 4 за формулировку опасности).
Задание 3. Ниже приводится рассуждение о войне. Внимательно прочитайте его и определите, какой политической идеологии придерживается автор:
Зазвонят в колокола, соберутся люди и начнут молиться за убийство. И начнется опять старое, давно известное, ужасное дело. Засуетятся, разжигающие людей под видом патриотизма и ненависти к убийству газетчики, радуясь тому, что получат двойной доход. Засуетятся радостно заводчики, купцы, поставщики военных припасов, ожидая двойных барышей. Засуетятся военные начальства, получающие двойное жалованье и рационы и надеющиеся получить за убийство людей различные высокоценимые ими побрякушки - ленты, кресты, галуны, звезды. Засуетятся праздные господа и дамы, вперед записываясь в Красный Крест, готовясь перевязывать тех, которых будут убивать их же мужья и братья, и, воображая, что они делают этим самое христианское дело. И, заглушая в своей душе отчаяние песнями и развратом, побредут оторванные от мирного труда, от своих жен, матерей, детей - люди, сотни тысяч простых, добрых людей с орудиями убийства в руках туда, куда их погонят. Будут ходить, зябнуть, голодать, болеть, умирать от болезней, и, наконец, придут к тому месту, где их начнут убивать тысячами, и они будут убивать тысячами, сами не зная, зачем людей, которых они никогда не видали, которые им ничего не сделали и не могут сделать дурного.
И когда наберется столько больных, раненых и убитых, что некому будет уже подбирать их, и когда воздух уже так заразится этим гниющим пушечным мясом, что неприятно сделается даже и начальству, тогда остановятся на время, кое-как подберут раненых, свезут, свалят кучами куда попало больных, а убитых зароют, посыпав их известкой, и опять поведут всю толпу обманутых еще дальше, и будут водить их так до тех пор, пока это не надоест тем, которые затеяли все это, или пока те, которым это было нужно, не получат всего того, что им било нужно. И опять одичают, остервенеют, озвереют люди, и уменьшится в мире любовь, и наступившее уже охристианение человечества отодвинется опять на десятки, сотни лет.
А) Политическая идеология: пацифизм.
2 балла за правильный ответ.
Б) Как, по Вашему мнению, указанная политическая идеология предложила бы решить глобальную проблему войны? Что, с её точки зрения, надо сделать для утверждения всеобщего мира? Сформулируйте Ваш ответ:
Бесполезно уповать на международные договоры, политиков и т.д. Люди должны сами отказаться брать в руки оружие и пользоваться насилием как средством для разрешения споров. Когда все люди откажутся от вооружённой борьбы, тогда исчезнут войны.
До 8 баллов за правильное объяснение
Всего за задание – 10 баллов.
Задание 4. Вам поручено написать брошюру на тему «Протекционизм во внешней торговле: плюсы и минусы». Используя знания, полученные в школьном курсе обществознания, напишите аннотацию будущего издания на 12 строчек, где будет выражена основная мысль брошюры.
В ответе должны быть следующие элементы:
Протекционизм – это политика государства, направленная на 1) защиту внутреннего рынка от зарубежных производителей, 2) на покровительство национальным производителям. Противостоит политике фритрейдерства.
Меры протекционистской политики: таможенные пошлины; нетарифные барьеры; поддержка национального экспорта. Их цель – не только защита национальных производителей, но и наполнение бюджета.
Таможенные пошлины — это налоги на импортируемые товары, затрудняющие их сбыт в данной стране.
Нетарифные барьеры — это ограничительные или запретительные меры на импорт: 1) импортные квоты; 2) лицензирование импортных товаров, 3) правовые запреты (эмбарго) на ввоз определённых товаров.
Поддержка экспорта — это содействие государства продвижению продукции национального производства на зарубежные рынки путём стимулирования отечественных производителей-экспортеров посредством субсидий, налоговых льгот, льготной кредитной политики.
Максимальная оценка за задание – 10 баллов
Задание 5. Ниже приводится текст, в котором автор, представляющий одно философское направление, критикует другое философское направление. Внимательно изучите этот текст и выполните к нему задания.
Наше философское мировоззрение может показать, что факты, приводимые нашими оппонентами, как доказательство зависимости душевных процессов от состояний мозга, можно истолковать в духе противоположной теории, именно учения о зависимости строения мозга и состояний его от душевных процессов. Мозг, как вещество, находящееся в черепе, есть внешнее пространственное проявление множества психических деятелей, обладающих внутренней ментальной жизнью. Руководя этими своими союзниками, человеческое я может производить весьма сложные восприятия и поступки. В настоящее время психиатры производят операции мозга для излечения некоторых душевных болезней. Успех этих операций вовсе не служит доводом в пользу наших оппонентов. Излечение пациента может быть объяснено тем, что из мозга его выключены такие деятели, психическая активность которых нарушала нормальный характер душевной жизни. Сторонники иной точки зрения скажут, что наша философия не научна; естествознание успешно развивается, не ссылаясь на психические и психоидные процессы, и не пользуется понятием сверхвременных и сверхпространственных субстанциальных деятелей. На это возражение ответить не трудно. На низших ступенях природы психоидные процессы так однообразно руководят физическими процессами, что естествоиспытатели имеют право наблюдать и измерять только вещественную пространственно-временную сторону процессов. Они имеют дело с производимою ими абстракцией, а не конкретным целым деятельности электронов, протонов, атомов, кристаллов и т. п. Что же касается понятия сверхвременных и сверхпространственных субстанциальных деятелей, очень жаль, что современные ученые не изучают истории метафизики и разнообразных учений о понятии субстанции. Они пришли уже к мысли, что выяснить внутриатомную жизнь с помощью пространственных моделей им не удастся.
А) Определите оба философских направления: персонализм критикует материализм
2 балла за правильный ответ (по 1 баллу за каждое верно названное направление)
Б) Укажите по два представителя каждого направления: критикующая сторона: Э. Мунье, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Н.О. Лосский и др. критикуемая сторона: К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейербах, Ж.О. Ламетри и др.
По 1 баллу за каждую верно названную персоналию. Максимально – 4 балла
В) Дайте определение выделенному жирным цветом термину:
Абстракция - это мыслительный процесс выделения одной какой-нибудь стороны (свойства) явления или предмета и отвлечение от остальных сторон (свойств).
2 балла за правильное определение
Г) Как это явление (термин) понимает критикуемое философское направление?
Абстракция – это одностороннее рассмотрение явления, которое должно быть конкретизировано посредством опыта.
3 балла за верное объяснение.
Д) С каким положением критики Вы не согласны? Кратко аргументируйте причину Вашего несогласия:
Материализм обосновывает свои положения не только обращением к физическим и физиологическим процессам (атомы, электроны и работа мозга), но и к социальной деятельности и социальному опыту людей (исторический материализм). Здесь есть своя «метафизика», касающаяся выявления неизменных законов и движущих сил исторических изменений.
До 5 баллов за верное объяснение.
Максимально за задание – 16 баллов.
Задание 6. Ниже представлен взгляд одного революционного педагога на некоторые аспекты образования и воспитания. Внимательно ознакомьтесь с этими рассуждениями и, опираясь на материалы школьного курса обществознания, а также на свой социо-культурный опыт, напишите свой текст, в котором будет представлена рецензия на это высказывание. Рецензия должна быть построена по следующему плану:
1) Что предлагает автор? В чём заключатся отличие его понимания образования и воспитания от традиционных?
2) Подходит ли указанное понимание образования (воспитания) для современного мира? Как Вы думаете, сможет ли обладатель такого образования (воспитания) успешно социализироваться?
3) Что бы Вы могли добавить к размышлениям автора? Какие социальные, политические и экономические меры требуются для развития его взглядов на образование (воспитание)?
4) В чём, по Вашему мнению, заключаются недостатки и/или опасности приведённой педагогической концепции?
5) Какова, на Ваш взгляд, перспектива развития изложенных педагогических идей? Будут ли они востребованы в обществе, или их скоро забудут?
Минимальный объём письменного ответа – 500 слов.
Мое глубокое убеждение заключается в том, что любое воспитание приносит вред, поскольку основывается на следующем опыте: все педагогические рекомендации более или менее отчетливо свидетельствуют, что за ними скрываются многочисленные, по-разному выраженные потребности воспитателей, удовлетворение которых лишь препятствуют свободному развитию детей. Это происходит даже в тех случаях, когда взрослые искренне убеждены, что действуют исключительно в интересах детей.
Вот перечень этих неосознанных потребностей:
1. Заставить других страдать за собственные унижения.
2. Получить возможность на кого-то изливать отрицательные эмоции, вытесненные в детстве в подсознание.
3. Иметь под рукой живое существо - объект для манипулирования.
4. Не допустить прорыва вытесненного в подсознание в сознание, т.е. не позволить лишить себя иллюзии относительно собственного, якобы счастливого детства (это выражается опять-таки в неосознанном желании подтвердить правильность родительских принципов воспитания путем их применения на собственных детях).
5. Уйти от страха неизвестности, которую несет с собой свобода.
6. Убить живое начало в душе ребенка (в своей душе оно уже вытравлено).
7. Отомстить за перенесенную душевную боль.
Поскольку в любой системе воспитания реализуется хотя бы одна из перечисленных потребностей, каждая из этих систем как нельзя лучше подходит для того, чтобы сделать из воспитанника хорошего воспитателя. Но никогда ни одна из них не будет способствовать формированию по-настоящему свободного человека. Ведь если ребенку проповедовать мораль, он приучается проповедовать мораль, если предостерегать его от чего-либо, он тоже будет со временем предостерегать людей от чего-либо, если с ним ругаться, он тоже будет ругаться со всеми, если его высмеивать, он тоже будет высмеивать других, если его унижать, он будет делать тоже самое с другими, если убить его душу, он научится убивать душу. Свою, чужую или обе вместе - это зависит только от него.
Все это отнюдь не означает, что ребенок непременно должен быть полностью предоставлен сам себе. Нужно только с уважением относиться к его личности, проявлять терпимость к его чувствам и воспринимать его потребности и обиды как свои собственные. Искренность родителей, ощущение себя свободными людьми – вот что естественным образом заставляет ребенка сдерживать себя и соблюдать правила приличия. С помощью педагогических догм такого эффекта не добиться.
Критерии оценки:
1) Формулировка позиции автора и отличия его понимания образования и воспитания от традиционных – до 5 баллов
2) Выражение позиции «Подходит ли указанное понимание образования (воспитания) для современного мира» и ответ на вопрос: «Сможет ли обладатель такого образования (воспитания) успешно социализироваться?» - до 10 баллов
3) Дополнение к размышлениям автора, указание на то, какие социальные, политические и экономические меры требуются для развития его взглядов на образование (воспитание)? – до 10 баллов
4) Указание на недостатки и/или опасности приведённой педагогической концепции – до 5 баллов.
5) Обоснование перспективы развития изложенных педагогических идей и их востребованности в обществе – до 5 баллов.
6) Обществоведческая грамотность, умение привести в доказательство своей точки зрения факты, теоретические положения, мнения крупных обществоведов – до 10 баллов.
7) Логическая последовательность, непротиворечивость, владение нормами письменного языка – до 5 баллов.
Максимальная оценка за задание 6 – 50 баллов.
Траектория правильного ответа:
1) Автор предлагает полностью отказаться от воспитания в традиционном смысле слова, поскольку видит в нём лишь насилие над ребёнком. Воспитатель воспитывает для себя, желая добиться от ребёнка того, чего не удалось достичь самому. При этом желания ребёнка, его интересы не принимаются в расчёт.
2) В наши дни торжествует гуманистический взгляд на воспитание, считающий педагогическое насилие неприемлемым, поэтому у авторских взглядов есть будущее.
Нет сомнений, что ребёнок, выросший в любви и заботе, сможет успешно социализироваться. Более того, он сам никогда не станет источником насилия, конфронтации и т.д. Лояльная к ребёнку семья – это его последнее убежище и надёжная опора в мире, полном насилия.
3) Что можно добавить? Нередко скрытые авторитарные мотивы в воспитании, указанные автором, внедрялись в систему школьного образования. Обязательные программы, непререкаемый авторитет учителя, система оценок – всё это можно оценивать так же.
- Социальные меры: профилактика семейного насилия, ознакомление и обучение иным, ненасильственным мерам воспитания; создание детских центров, где будут использоваться гуманистические, креативные воспитательные методики.
- Политические меры: политика, направленная на увеличение благосостояния семьи, на помощь нуждающимся семьям, на защиту прав ребёнка. Внедрение положений гуманистической педагогики в образование и воспитание; пересмотр образовательных стандартов и программ с этой точки зрения.
- Экономические меры: поддержка (выгодное кредитование, налоговые льготы) для образовательных центров, использующих методику и мировоззрение гуманистической педагогики, программа экономической помощи семьям (субсидии, предоставление бесплатных социальных благ).
4) Авторский взгляд порождает соблазн любые воспитательные и образовательные действия трактовать как проявления насилия и нереализованных желаний воспитателей. Можно сказать, что все, кто воспитывают детей, являются злыми и недалёкими людьми. Но чтобы высказывать такие обвинения, надо чётко знать, что допустимо, а что недопустимо в воспитании. А кто это может точно сказать? Автор сам не приводит чётких критериев верного, с его точки зрения, воспитания. Ценности, которые он призывает культивировать, - свободу, терпимость, искренность, - являются расплывчатыми понятиями. В конце концов, у любого воспитателя, есть собственные представления о свободе.
Опасность – в возможной конфронтации защитников разных педагогических систем. Вместо того, чтобы искать практические решения, они будут склонны обвинять друг друга в насилии над детьми и недобрых мотивах. Автору, несомненно, следует снизить обличительный пафос.
5) Эти идеи имеют серьёзную перспективу. Свободное размышление о сущности воспитания, о его эффективных методиках, о внутреннем мире и интересах ребёнка – одна из отличительных черт нашей эпохи. Разговор на эти темы будет всегда актуальным. Только он не должен принимать форму обвинений всего мира в педагогическом насилии.
Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let