"Ломоносов". Русский язык

337
Поделиться:   


Олимпиада школьников "Ломоносов"

Олимпиада Ломоносов

Русский язык. 10-11 классы

Отборочный этап, I тур

Задания 2016-2017 гг.

 

Задания с выбором ответа

(правильные ответы выделены цветом)

1. Какая (какие) из перечисленных букв обозначает (обозначают) на письме мягкость звука [х’] в общеупотребительных словах?

Выберите один или несколько ответов.

a. ь;

b. е, ё, ю, я, и;

c. е, ё, ю, я, и, ь;

d. и, е;

e. и, е, ь.

 

2. В какой паре (в каких парах) слова не различаются по значению?

Выберите один или несколько ответов.

a. Больший – большой;

b. временный – временной;

c. мелочный – мелочной;

d. удалый – удалой.

e. Смысловые различия между словами есть во всех парах.

 

3. В каком предложении глагол узнать обозначает ситуацию не совсем такого же типа, как в остальных?

Выберите один ответ.

a. Журналист узнал у директора количество сотрудников фирмы.

b. Мы узнали о землетрясении из вечернего выпуска новостей.

c. Нужно узнать, где продаются цветные карандаши.

d. Сходи и узнай в справочном бюро время отправления поезда.

e. Во всех предложениях глагол узнать обозначает ситуации одного и того же типа.

 

4. Как нужно закончить предложение В русском языке нет слов…, чтобы оно содержало правильное утверждение?

Выберите один или несколько ответов.

a. …с двумя приставками.

b. …с двумя корнями.

c. …с двумя суффиксами.

d. …с двумя окончаниями.

e. Ни один из вариантов не является правильным.

 

5. В каком (в каких) из приведенных слов буквосочетание ей обозначает отдельную часть слова?

Выберите один ответ или несколько ответов.

a. Грамотей;

b. водолей;

c. (без) затей;

d. (красота) ногтей.

e. Буквосочетание ей не обозначает отдельную часть слова ни в одном из приведенных слов.

 

6. Какое предложение (какие предложения) допускают более одной интерпретации, связанной с наречием часто?

Выберите один или несколько ответов.

a. Авторы великих открытий часто плохо учатся в школе.

b. Дети часто шалят.

c. Как часто вы бываете в театре?

d. Мы часто гуляем в парке.

e. Все предложения имеют только одну интерпретацию.

 

7. У какого (у каких) из слов ни одна из форм не совпадает с какой-либо формой слова, относящейся к другой части речи?

Выберите один или несколько ответов.

a. Веять;

b. дуть;

c. залить;

d. зреть.

e. У всех приведенных слов хотя бы одна форма совпадает с формой другой части речи.

 

8. Среди слов какой (каких) из приведенных частей речи нет таких, которые могут писаться с пробелом (пробелами) между частями?

Выберите один или несколько ответов.

a. Прилагательные;

b. местоимения;

c. наречия;

d. предлоги.

e. Во всех приведенных частях речи есть такие слова, которые могут писаться с пробелом.

 

9. В каком из перечисленных предложений форма глагола употребляется не так, как в остальных?

Выберите один ответ.

a. Гуляю я вчера в парке, а там столько белок!

b. Завтра мы идем в гости к друзьям.

c. Они вернутся домой после праздников.

d. Тут он как затопает ногами!

e. Во всех перечисленных предложениях формы глагола употребляются одинаково.

 

10. В каком предложении местоимение себя выполняет не такую же синтаксическую функцию, как в остальных?

Выберите один ответ.

a. Берег в этом месте представлял из себя глинистый обрыв.

b. Не каждый взрослый способен представлять себя на месте ребенка.

c. Режиссер хорошо представляет себе будущих зрителей спектакля.

d. Это растение представляет собой небольшие колючие кустики.

e. Во всех предложениях местоимение себя выполняет одну и ту же синтаксическую функцию.

 

11. Какая (какие) из перечисленных пословиц по своей структуре является (являются) обобщенно-личным предложением?

Выберите один или несколько ответов.

a. Делу – время, потехе – час.

b. На Бога надейся, а сам не плошай.

c. На нет и суда нет.

d. Смелому и море по колено.

e. Ни одна из перечисленных пословиц по своей структуре не является обобщенноличным предложением.

 

12. Какое (какие) из приведенных сложных предложений имеет (имеют) одинаковые придаточные?

Выберите один или несколько ответов.

a. В ответ на вопрос, где чашки, она показала на полку, где стояла посуда.

b. Когда мы вернулись домой, Сережа уже сидел на диване и ждал, когда начнется его любимый сериал.

c. Чтобы ребенок рос здоровым, необходимо, чтобы его начали закалять с раннего возраста.

d. Так и не узнав, почему в аудитории никого нет, лектор ушел, почему лекция и не состоялась.

e. Сложных предложений с одинаковыми придаточными среди приведенных нет.

 

13. В каком предложении смысловая функция обстоятельства места не такая, как в остальных?

Выберите один ответ.

a. На балконе сосед насвистывает какую-то мелодию.

b. На небе я вижу яркие звезды.

c. На станции рабочие разгружают вагоны с кирпичом.

d. На улице мальчишки лепят снежную бабу.

e. Во всех приведенных предложениях обстоятельства места выполняют одну и ту же смысловую функцию.

 

14. Какая (какие) из последовательностей знаков препинания невозможна (невозможны) в русском тексте? (Знаки должны идти друг за другом в указанном порядке.)

Выберите один или несколько ответов.

a. Тире и точка;

b. точка и тире;

c. запятая и тире;

d. двоеточие и тире.

e. Все перечисленные последовательности знаков возможны.

Задание с развернутым ответом

15. В истории русского языка прошел процесс изменения [э] в [o] после мягких согласных перед твердыми, отчего в русском литературном языке есть, например, такие формы, как клён, сёстры, привёл и т.д.

Но в некоторых русских говорах этот процесс не осуществился, так что там произносится под ударением [э] (далее он обозначен буквой Е), например, свЕкла, берЕза, принЕс, весЕлый, солЕный, издалЕка.

При этом имеются случаи, где в этих говорах после мягкого согласного перед твердым все же произносится звук [о] (далее он обозначен буквой Ё); таковы, частности, следующие единицы: с огнЁм, из краЁв, в нЁм, огонЁк. КовалЁв. Для каждой из приведенных единиц найдите причину, по которой в ней появился звук [o].

Ответ

В окончаниях и суффиксах единиц с огнЁм, из краЁв, в нЁм, огонЁк. КовалЁв произносится [o] по аналогии с теми случаями, где эти окончания и суффиксы стоят в позиции после твердых согласных и в них звучит [o]:

с огнЁм – как со столОм;

из краЁв – как из столОв;

в нЁм – как в тОм;

огонЁк – как грибОк;

КовалЁв – как ИванОв

Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

337
Тэги:   
Поделиться: