"Ломоносов". Русский язык
Олимпиада школьников "Ломоносов"
Русский язык. 7-9 классы
Заключительный этап
Задания 2016-2017 гг.
Задание 1
Даны искусственно созданные слова смо[ш], кафы[ч’], яро[п], вуля[й’], гн[а].
Эти слова могли бы быть склоняемыми существительными, стоящими в форме единственного числа именительного падежа. Какого рода могут быть эти существительные? В качестве аргумента приведите для сравнения реальное существительное, заканчивающееся таким же звуком. При ответе на вопрос записывайте все примеры буквами, соблюдая правила орфографии. Постарайтесь привести максимально возможное количество написаний для искусственно созданных слов. Все решения представьте в виде таблицы:
возможная буквенная запись |
род |
реально существующее слово для сравнения |
|
|
|
Ответ
возможная буквенная запись |
род |
реально существующее слово для сравнения |
смош смож смошь сможь кафыч кафычь яроп яроб вуляй гна гна гна |
мужской мужской женский женский мужской женский мужской мужской мужской женский мужской общий |
грош муж мышь дрожь кирпич дичь потоп гриб ручей с трана слуга сирота |
Критерии оценки
24 балла: по 2 балла за каждую строку в таблице (1 балл за род, 1 балл за пример).
Задание 2
Даны сложные слова:
атомоход, водовоз, водолаз, водосток, дымоход, ледокол, ледоруб, ледостав, ледоход, лесовоз, лесоруб, луноход, мореход, скороход, снегопад, снегоход, тяжеловес, тяжеловоз, утконос, цветонос.
Распределите данные слова по группам:
(1) человек;
(2) животное;
(3) инструмент;
(4) транспортное средство;
(5) явление природы.
Если какие-либо слова не вошли ни в одну из групп, выпишите их отдельно и попытайтесь сформулировать их значение.
Ответ
(1) человек: |
водовоз, водолаз (человек, погружающийся в воду), лесоруб, мореход, скороход, тяжеловес; |
(2) животное: |
водолаз (собака), тяжеловоз, утконос; |
(3) инструмент: |
ледоруб; |
(4) транспортное средство: |
атомоход, ледокол, лесовоз, луноход, снегоход; |
(5) явление природы: |
ледостав, ледоход, снегопад. |
Ни в одну из групп не вошли слова:
водосток – труба или желоб, по которым стекает вода;
дымоход – канал для отвода дыма;
цветонос – побег растения, на котором растут цветы.
Критерии оценки
25 баллов:
по 2 балла за выделение второго значения слова водолаз, а также за правильную характеристику слов водосток, дымоход и цветонос;
по 1 баллу за правильное распределение по группам остальных 17 слов.
Задание 3
Даны предложения:
(1) А ну встал!
(2) А ну встали!
(3) А ну встань!
(4) А ну встаньте!
(5) А ну встать!
Какое значение выражают эти предложения? Сформулируйте его.
В каком (в каких) из данных предложений глагол стоит в форме, специально предназначенной для выражения этого значения? Выпишите такое предложение (такие предложения) и укажите непостоянные морфологические признаки глагола, входящего в его (их) состав.
В каких формах употребляются глаголы в остальных предложениях? Укажите их непостоянные признаки.
Ответ
Данные предложения выражают побуждение к действию (приказ или требование).
Для выражения данного значения специально предназначена форма повелительного наклонения; глагол стоит в этой форме в предложениях (3) и (4):
(3) А ну встань! – глагол стоит в форме повелительного наклонения, 2 лица, единственного числа.
(4) А ну встаньте! – глагол стоит в форме повелительного наклонения, 2 лица, множественного числа.
Другие предложения:
(1) А ну встал! – глагол стоит в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода.
(2) А ну встали! – глагол стоит в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа.
(5) А ну встать! – глагол стоит в форме инфинитива.
Критерии оценки
26 баллов:
за формулировку значения 2 балла;
за распределение предложений по группам 10 баллов – по 2 балла за каждое из 5 предложений; за непостоянные морфологические признаки глаголов 14 баллов – по 1 баллу за каждый признак.
Задание 4
Лингвисты считают, что словосочетания
(1) вылечить кошке ухо,
(2) укоротить сыну брюки,
(3) вручить победителю диплом
различаются по тому, какие смысловые отношения существуют между входящими в их состав словами. Охарактеризуйте эти смысловые различия.
Даны словосочетания:
(4) бросить хищнику мясо,
(5) вскопать огород соседке,
(6) забинтовать раненому ногу,
(7) завещать коллекцию музею,
(8) заплести невесте косу,
(9) погладить мужу рубашку,
(10) поцеловать Маше руку,
(11) починить ребенку велосипед,
(12) продавать клубнику отдыхающим,
(13) разослать гражданам письма.
Распределите эти словосочетания между столбцами таблицы так, чтобы в каждом столбце оказались словосочетания с одинаковыми смысловыми отношениями между входящими в них словами.
(1) вылечить кошке ухо |
(2) укоротить сыну брюки |
(3) вручить победителю диплом |
|
|
|
Ответ
В словосочетании (1) вылечить кошке ухо названо действие вылечить и один из его участников – объект ухо кошки, причем кошка тоже непосредственно участвует в этой ситуации (если вылечили кошке ухо, то, значит, вылечили и саму кошку); кошка и ухо связаны отношениями целое – часть (эта связь существовала и существует независимо от ситуации вылечить). Таким образом, в этом словосочетании оба существительных тесно связаны по смыслу как между собой, так и с глаголом.
В словосочетании (2) укоротить сыну брюки названо действие укоротить и один из его участников – объект брюки, причем сын в данной ситуации не участвует (если укоротили сыну брюки, то это не значит, что укоротили сына); слово сыну называет владельца брюк (эта связь существовала и существует независимо от ситуации укоротить). Таким образом, в этом словосочетании оба существительных тесно связаны по смыслу между собой, однако с глаголом тесно связано только одно из существительных – брюки; сыну относится по смыслу ко всему сочетанию укоротить брюки: вся эта ситуация осуществляется в интересах сына, который сам в ней участия не принимает.
В словосочетании (3) вручить победителю диплом названо действие вручить и два его участника – адресата победителю и объект диплом (связь между этими участниками возникла в результате участия в ситуации вручить). Таким образом, в этом словосочетании оба существительных тесно связаны с глаголом и только через участие в одной и той же ситуации вручить связаны также между собой.
Итак, эти словосочетания различаются: а) по количеству названных существительными участников той ситуации, которая обозначена глаголом: в словосочетаниях (1) и (2) названо по одному участнику, а в (3) – два участника; б) по смысловым отношениям между существительными: в (3) непосредственных смысловых отношений между существительными нет; в (1) это отношения целое – часть, в (2) – отношения предмет – его владелец.
Словосочетания (4) – (13) распределяются по группам следующим образом:
(1) вылечить кошке ухо |
(2) укоротить сыну брюки |
(3) вручить победителю диплом |
(6) забинтовать раненому ногу, (8) заплести невесте косу, (10) поцеловать Маше руку |
(5) вскопать огород соседке, (9) погладить мужу рубашку, (11) починить ребенку велосипед |
(4) бросить хищнику мясо, (7) завещать коллекцию музею, (12) продавать клубнику отдыхающим, (13) разослать гражданам письма |
Критерии оценки
25 баллов:
за характеристику каждого из словосочетаний (1), (2), (3) по 5 баллов, из них 2 балла за указание количества участников и 3 балла за определение смысловых отношений между существительными или указание на отсутствие отношений;
за правильное распределение 10 словосочетаний по группам 10 баллов – по 1 баллу за каждое словосочетание.
Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let